Палеопатологи исследовали останки мужчины, найденные еще в 1935 году
Палеопатологи обследовали останки Рамоса — отца Сенмута, известного древнеегипетского зодчего и чиновника середины II тысячелетия до нашей эры. Они выяснили, что мужчина умер в достаточно молодом возрасте (в 25–30 лет) и, по-видимому, при жизни занимался тяжелым физическим трудом, например, сельским хозяйством. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, об этом косвенно говорят выявленные грыжи Шморля, а также рассекающий остеохондрит в подтаранном суставе.
Сенмут (Сененмут) — один из самых известных древнеегипетских чиновников и зодчих, живший и занимавший высокие посты в эпоху Нового царства, когда у власти находилась царица XVIII династии Хатшепсут. Среди прочего, он руководил строительством прекрасного заупокойного храма этой царицы в Дейр-эль-Бахри (святилище Джесер-Джесеру), где также устроил одну из двух своих гробниц, потолок которой украшен схемой созвездий звездного неба.
Другую гробницу, построенную Сенмутом, археологи обнаружили в местечке Шейх-Абд-эль-Курна — в одной из частей огромного Фиванского некрополя. В 1935 году исследователи нашли в ней захоронения родителей этого высокопоставленного чиновника — Рамоса и Хатнофер, а также еще шести человек (трех взрослых и трех детей), которые, вероятно, были членами этой семьи. Ученые сразу обратили внимание на одну из особенностей этих находок: тело матери Сенмута было более тщательно подготовлено к захоронению, кроме того, ее сопровождали ценные вещи, в то время как захоронение отца было достаточно простым.
В новой работе Вала Баша (Walaa Basha) из Национального исследовательского центра Египта совместно со своими коллегами сообщила о результатах изучения останков Рамоса. Исследователи отметили, что информации об этом человеке очень мало. Ранее высказывались предположения, что он был простолюдином и занимался сельским хозяйством, ремеслом, был мелким землевладельцем или мелким чиновником.
Палеопатологи определили, что Рамос прожил достаточно короткую жизнь и умер в возрасте всего 25–30 лет. На его костях они заметили несколько неметрических признаков: ромбовидную ямку в левой ключице, надлопаточные выемки U-образной формы, двусторонние малоберцовые бугорки на пяточных костях. Кроме того, у этого мужчины была врожденная аномалия позвоночника — сращение пятого поясничного и первого крестцового позвонков.
Исследователи также обратили внимание на несколько патологий, от которых пострадал Рамос. Так, на шести грудных и двух поясничных позвонках они заметили грыжи Шморля, а на правой таранной кости — признаки рассекающего остеохондрита подтаранного сустава. Помимо этого, ученые отметили странный внешний вид левой ступни этого мужчины, пальцы которой согнуты в необычном положении. Однако, по словам авторов статьи, природа этой деформации неясна — возможно, это результат посмертных изменений, хотя они не исключили и вариант с патологией.
По мнению ученых, возможно, при жизни Рамос занимался тяжелым физическим трудом, например, сельским хозяйством, на что косвенно указали выявленные патологии. Возможно, он умер, будучи бедным, поэтому при нем археологи и не обнаружили ценных вещей, в то время как благосостояние его вдовы Хатнофер улучшилось позже за счет успешного сына. Ученые предположили, что, возможно, после смерти матери Сенмут перевез для захоронения мумии отца и других членов своей семьи из первоначального места упокоения в новую гробницу. Вместе с тем исследователи также выдвинули и альтернативную гипотезу, согласно которой бедность захоронения Рамоса — это следствие ограбления.
Ранее мы рассказывали, как археологи раскопали под храмом Хатшепсут, построенном Сенмутом, скальную гробницу, которую соорудили примерно на пять столетий раньше самого святилища — в конце XXI века до нашей эры.
Когда наш мир утонет в расплавленном металле
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Мы точно не знаем, когда во Вселенной появилась жизнь, но уверены, что рано или поздно она исчезнет. О том, с чего все началось и как закончится, люди размышляют давно, и сегодня у нас есть множество версий на этот счет. В книге «О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке» (издательство «Альпина нон-фикшн») культурологи Ольга Колобова и Валерий Иванов, пишущие под общим псевдонимом Олег Ивик, рассказывают о посвященных этому религиозных, мифологических и научных концепциях. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о противоречиях в религиозных текстах зороастризма.