Изучение следов, оставленных древнеегипетскими художниками на разных этапах создания расписных рельефов храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, помогло выяснить, как были организованы работы по отделке стен святилища. Польская исследовательница обнаружила в особенностях техники создания изображений и надписей черты, присущие как опытным, так и начинающим мастерам, выявила различия в их квалификации и показала, как в процессе работы велось обучение мастерству. Об этом рассказывает статья в журнале Antiquity.
Благодаря изучению незаконченных изображений, встречающихся на стенах гробниц и храмов, египтологи хорошо представляют себе последовательность этапов создания египетских полихромных рельефов. Сначала поверхность стены тщательно выравнивали и покрывали слоем штука — смеси извести и тонко просеянного гипса. На него по периметру стены наносилась разметка, по которой с помощью натянутого шнура наносили красные линии вспомогательной сетки. Набросок будущего рельефа переносили на стену тоже красным цветом по клеткам этой сетки с образца. Такие образцы деталей спланированной композиции обычно рисовали на керамическом остраконе, гладкой известняковой плитке, иногда на папирусе. Затем художник, используя черную краску, корректировал эскиз. Таким же двухэтапным способом в композицию вписывался текст. После доработки изображений и надписей рельеф вырезали и раскрашивали.
Из частных писем, найденных при раскопках поселения строителей царских гробниц Дейр-эль-Медина (Фиванский некрополь), известно, что при сооружении и отделке усыпальницы ее пространство делилось на две симметричные половины. Каждая из них обрабатывалась отдельными бригадами рабочих и художников, которые упоминаются в текстах как «те, что слева» и «те, что справа». Египтологи полагают, что строительство храмов было организовано аналогично. Однако подробности рабочего процесса до сих пор изучены недостаточно. Особенно это касается построек, в которых декорирование внутренних помещений было полностью завершено, так как каждый последующий этап отделки уничтожал следы подготовительных работ. Яркий пример подобного сооружения — храм фараона-женщины XVIII династии Хатшепсут (1473–1458 годы до нашей эры).
Святилище, носившее название Джесер-Джесеру («Священнейший из священных»), стоит на западном берегу Нила, напротив Карнакского храмового комплекса, в ущелье Дейр-эль-Бахри, которое с древнейших времен было частью сакрального ландшафта в районе Фив. Храм состоит из трех ярусов с крытыми залами, портиками и террасами. Нижний уровень храма соединяла с нильским берегом мощеная процессионная дорога, а на вторую и третью террасы вели пандусы, имеющие с дорогой единую ось.
Расписные рельефы, украшающие портики и внутренние залы Джесер-Джесеру, считаются шедевром древнеегипетского изобразительного искусства. Портик нижней террасы украшен сценами, прославляющими военную мощь и деяния фараона Мааткара (таким было тронное имя Хатшепсут): попрание врагов Египта, подношения богам и строительные работы. На втором ярусе изображения посвящены легитимации статуса Хатшепсут, которая пришла к власти как узурпатор, успешной военно-торговой экспедиции в страну Пунт, а также культам Хатхор и Анубиса, часовни которых расположены слева и справа от колоннады. На верхнем ярусе за портиком находится внутренний двор с входом в скальное святилище Амона, а по бокам от него — часовни, посвященные солнечному божеству (справа, то есть с северной стороны) и культам самой царицы и ее отца фараона Тутмоса I (слева, на южной стороне).
В поисках следов, которые могут рассказать об организации отделочных работ, рельефы часовни Хатшепсут изучила Анастасия Ступко-Любчиньска (Anastasiia Stupko-Lubczynska) из Центра средиземноморской археологии Варшавского университета. Польские археологи исследуют храм в Дейр-эль-Бахри с 1961 года. В 2006 году они приступили к долгосрочному проекту по документированию и теоретической реконструкции изображений в царской часовне. На основе собранного материала доктор Ступко-Любчиньска сравнила детали рельефов, украшающих ее боковые (северную и южную) стены. На северной стене исследовательница обнаружила остатки красной вспомогательной сетки и реконструировала разметку ее линий.
Часовня Хатшепсут — самое большое крытое помещение в комплексе Джесер-Джесеру (площадь его составляет почти 69 квадратных метров). Ее северная и южная стены размерами около 13,26 метра в длину и 3,78 метра в высоту заняты каноническими сценами приношения даров. В западной — дальней от входа — части стен размещались изображения Хатшепсут в образе фараона. Позднее, во время уничтожения культа царицы-узурпатора, они были сбиты. Остальную часть рельефов занимают процессии носителей даров и тексты с перечнем этих подношений. На обеих стенах в процессии участвует по 100 человек. Однако они распределены по трем рядам (или, как говорят египтологи, регистрам) неодинаково: 32, 32 и 36 фигур на южной стене и 32, 30 и 38 фигур — на северной, если считать сверху вниз.
Ступко-Любчиньской удалось найти различия, показывающие, что над декорировкой стен часовни действительно работали две самостоятельные группы художников — так же, как в гробницах. Об этом говорят различия в изображении предметов одного и того же типа. Например, на южной стене связки колосьев вырезаны только по контуру, а ритуальные сосуды для подношения жертвенного молока изображены в виде керамических кувшинов, подвешенных на веревке. На северной стене выполнены рельефно все колоски в связках, а сосуды с молоком подвешены на металлических дужках.
Из-за большой высоты рельефа нельзя было обойтись без строительных лесов: человеку, стоящему на полу, доступен только нижний регистр процессии. Используя леса, резчики могли обрабатывать стену по всей высоте одновременно, при необходимости меняясь местами (например, в тех случаях, когда требовалось вмешательство более опытного мастера).
Исследовательница выявила и малозаметные на первый взгляд различия в качестве работы художников. Так, на южной стене резное изображение птенцов, которых несет один из участников процессии, по-видимому, было выполнено недостаточно умелой рукой ученика. При этом мастер, похоже, работал рядом с ним: об этом говорит искусно вырезанный сосуд с крышкой в виде лежащего теленка, висящий в сетке на сгибе руки у соседней фигуры. Обнаружилась и разница в технике нанесения надписей, сопровождающих каждого носителя даров. На южной стене они выполнены в единой манере с изображениями и отличаются высоким качеством. На противоположной стороне часовни многие надписи просто прорезаны в уже завершенном фоновом поле. Ступко-Любчиньска предположила, что здесь пространство стены долго оставалось недоступным для резчика иероглифов, и нашла возможное объяснение такой задержки: затянувшийся процесс обучения.
Оказалось, что приблизительно в тех же местах, где иероглифы прорезаны по готовому фону, соседствуют между собой фигуры с резко отличающимися по уровню исполнения париками. Вероятно, скульптор-стажер либо трудился рядом с мастером высокой квалификации и под его руководством, либо пытался завершить начатый учителем трудоемкий элемент рельефа.
Наиболее сложную и ответственную работу — изображение лица — опытные художники, очевидно, брали на себя. Новичкам поручалось выполнение более простых деталей, но ошибки все-таки случались. Ступко-Любчиньска обнаружила следы корректировок уже вырезанного и раскрашенного рельефа. Такие правки локализуются в области туловища и ног человеческих фигур.
Египетское искусство, тесно связанное с культовой практикой, было ограничено жесткими рамками изобразительного канона. Если при росписи частных гробниц художники могли позволять себе отступить от него, то в постройках государственного значения — храмах, царских усыпальницах — практически невозможно найти какие-либо авторские особенности. Часовня Хатшепсут — не исключение; все изображения здесь строго каноничны и близки по технике исполнения. Поэтому попытки диагностировать в них индивидуальный стиль отдельных художников по примеру успешной атрибуции произведений европейского искусства, как отмечает польская исследовательница, бесперспективны. Однако изучение мелких различий может оказаться полезным для реконструкции некоторых подробностей рабочего процесса и методики обучения молодых художников.
Ранее археологи сообщали об обнаружении в Египте руин города, жители которого занимались ремесленным обслуживанием царской резиденции. А еще N + 1 рассказывал о том, как ученые воспроизвели в эксперименте освещение пещеры методами палеолитических художников, как были украшены лучшие дома Помпей, и где была создана резная деревянная скульптура начала XVI века «Женщина с фонарем».
Они проанализировали останки 12 человек из памятника Чинге-Тей-I
Коллектив ученых из Польши и России проанализировал изотопный состав азота и углерода в костях и зубах 12 человек, останки которых раскопали в погребально-поминальном комплексе Чинге-Тей-1, расположенном в так называемой скифской Долине царей. Проведенное исследование показало, что основу питания этих кочевников раннего железного века составляло мясо, субпродукты и молочные продукты, полученные в первую очередь от мелких рогатых животных. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.