Изучение следов, оставленных древнеегипетскими художниками на разных этапах создания расписных рельефов храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, помогло выяснить, как были организованы работы по отделке стен святилища. Польская исследовательница обнаружила в особенностях техники создания изображений и надписей черты, присущие как опытным, так и начинающим мастерам, выявила различия в их квалификации и показала, как в процессе работы велось обучение мастерству. Об этом рассказывает статья в журнале Antiquity.
Благодаря изучению незаконченных изображений, встречающихся на стенах гробниц и храмов, египтологи хорошо представляют себе последовательность этапов создания египетских полихромных рельефов. Сначала поверхность стены тщательно выравнивали и покрывали слоем штука — смеси извести и тонко просеянного гипса. На него по периметру стены наносилась разметка, по которой с помощью натянутого шнура наносили красные линии вспомогательной сетки. Набросок будущего рельефа переносили на стену тоже красным цветом по клеткам этой сетки с образца. Такие образцы деталей спланированной композиции обычно рисовали на керамическом остраконе, гладкой известняковой плитке, иногда на папирусе. Затем художник, используя черную краску, корректировал эскиз. Таким же двухэтапным способом в композицию вписывался текст. После доработки изображений и надписей рельеф вырезали и раскрашивали.
Из частных писем, найденных при раскопках поселения строителей царских гробниц Дейр-эль-Медина (Фиванский некрополь), известно, что при сооружении и отделке усыпальницы ее пространство делилось на две симметричные половины. Каждая из них обрабатывалась отдельными бригадами рабочих и художников, которые упоминаются в текстах как «те, что слева» и «те, что справа». Египтологи полагают, что строительство храмов было организовано аналогично. Однако подробности рабочего процесса до сих пор изучены недостаточно. Особенно это касается построек, в которых декорирование внутренних помещений было полностью завершено, так как каждый последующий этап отделки уничтожал следы подготовительных работ. Яркий пример подобного сооружения — храм фараона-женщины XVIII династии Хатшепсут (1473–1458 годы до нашей эры).
Святилище, носившее название Джесер-Джесеру («Священнейший из священных»), стоит на западном берегу Нила, напротив Карнакского храмового комплекса, в ущелье Дейр-эль-Бахри, которое с древнейших времен было частью сакрального ландшафта в районе Фив. Храм состоит из трех ярусов с крытыми залами, портиками и террасами. Нижний уровень храма соединяла с нильским берегом мощеная процессионная дорога, а на вторую и третью террасы вели пандусы, имеющие с дорогой единую ось.
Расписные рельефы, украшающие портики и внутренние залы Джесер-Джесеру, считаются шедевром древнеегипетского изобразительного искусства. Портик нижней террасы украшен сценами, прославляющими военную мощь и деяния фараона Мааткара (таким было тронное имя Хатшепсут): попрание врагов Египта, подношения богам и строительные работы. На втором ярусе изображения посвящены легитимации статуса Хатшепсут, которая пришла к власти как узурпатор, успешной военно-торговой экспедиции в страну Пунт, а также культам Хатхор и Анубиса, часовни которых расположены слева и справа от колоннады. На верхнем ярусе за портиком находится внутренний двор с входом в скальное святилище Амона, а по бокам от него — часовни, посвященные солнечному божеству (справа, то есть с северной стороны) и культам самой царицы и ее отца фараона Тутмоса I (слева, на южной стороне).
В поисках следов, которые могут рассказать об организации отделочных работ, рельефы часовни Хатшепсут изучила Анастасия Ступко-Любчиньска (Anastasiia Stupko-Lubczynska) из Центра средиземноморской археологии Варшавского университета. Польские археологи исследуют храм в Дейр-эль-Бахри с 1961 года. В 2006 году они приступили к долгосрочному проекту по документированию и теоретической реконструкции изображений в царской часовне. На основе собранного материала доктор Ступко-Любчиньска сравнила детали рельефов, украшающих ее боковые (северную и южную) стены. На северной стене исследовательница обнаружила остатки красной вспомогательной сетки и реконструировала разметку ее линий.
Часовня Хатшепсут — самое большое крытое помещение в комплексе Джесер-Джесеру (площадь его составляет почти 69 квадратных метров). Ее северная и южная стены размерами около 13,26 метра в длину и 3,78 метра в высоту заняты каноническими сценами приношения даров. В западной — дальней от входа — части стен размещались изображения Хатшепсут в образе фараона. Позднее, во время уничтожения культа царицы-узурпатора, они были сбиты. Остальную часть рельефов занимают процессии носителей даров и тексты с перечнем этих подношений. На обеих стенах в процессии участвует по 100 человек. Однако они распределены по трем рядам (или, как говорят египтологи, регистрам) неодинаково: 32, 32 и 36 фигур на южной стене и 32, 30 и 38 фигур — на северной, если считать сверху вниз.
Ступко-Любчиньской удалось найти различия, показывающие, что над декорировкой стен часовни действительно работали две самостоятельные группы художников — так же, как в гробницах. Об этом говорят различия в изображении предметов одного и того же типа. Например, на южной стене связки колосьев вырезаны только по контуру, а ритуальные сосуды для подношения жертвенного молока изображены в виде керамических кувшинов, подвешенных на веревке. На северной стене выполнены рельефно все колоски в связках, а сосуды с молоком подвешены на металлических дужках.
Из-за большой высоты рельефа нельзя было обойтись без строительных лесов: человеку, стоящему на полу, доступен только нижний регистр процессии. Используя леса, резчики могли обрабатывать стену по всей высоте одновременно, при необходимости меняясь местами (например, в тех случаях, когда требовалось вмешательство более опытного мастера).
Исследовательница выявила и малозаметные на первый взгляд различия в качестве работы художников. Так, на южной стене резное изображение птенцов, которых несет один из участников процессии, по-видимому, было выполнено недостаточно умелой рукой ученика. При этом мастер, похоже, работал рядом с ним: об этом говорит искусно вырезанный сосуд с крышкой в виде лежащего теленка, висящий в сетке на сгибе руки у соседней фигуры. Обнаружилась и разница в технике нанесения надписей, сопровождающих каждого носителя даров. На южной стене они выполнены в единой манере с изображениями и отличаются высоким качеством. На противоположной стороне часовни многие надписи просто прорезаны в уже завершенном фоновом поле. Ступко-Любчиньска предположила, что здесь пространство стены долго оставалось недоступным для резчика иероглифов, и нашла возможное объяснение такой задержки: затянувшийся процесс обучения.
Оказалось, что приблизительно в тех же местах, где иероглифы прорезаны по готовому фону, соседствуют между собой фигуры с резко отличающимися по уровню исполнения париками. Вероятно, скульптор-стажер либо трудился рядом с мастером высокой квалификации и под его руководством, либо пытался завершить начатый учителем трудоемкий элемент рельефа.
Наиболее сложную и ответственную работу — изображение лица — опытные художники, очевидно, брали на себя. Новичкам поручалось выполнение более простых деталей, но ошибки все-таки случались. Ступко-Любчиньска обнаружила следы корректировок уже вырезанного и раскрашенного рельефа. Такие правки локализуются в области туловища и ног человеческих фигур.
Египетское искусство, тесно связанное с культовой практикой, было ограничено жесткими рамками изобразительного канона. Если при росписи частных гробниц художники могли позволять себе отступить от него, то в постройках государственного значения — храмах, царских усыпальницах — практически невозможно найти какие-либо авторские особенности. Часовня Хатшепсут — не исключение; все изображения здесь строго каноничны и близки по технике исполнения. Поэтому попытки диагностировать в них индивидуальный стиль отдельных художников по примеру успешной атрибуции произведений европейского искусства, как отмечает польская исследовательница, бесперспективны. Однако изучение мелких различий может оказаться полезным для реконструкции некоторых подробностей рабочего процесса и методики обучения молодых художников.
Ранее археологи сообщали об обнаружении в Египте руин города, жители которого занимались ремесленным обслуживанием царской резиденции. А еще N + 1 рассказывал о том, как ученые воспроизвели в эксперименте освещение пещеры методами палеолитических художников, как были украшены лучшие дома Помпей, и где была создана резная деревянная скульптура начала XVI века «Женщина с фонарем».
Его замурованные останки лежат в итальянской пещере
Испанские и итальянские палеоантропологи во главе с Карлосом Лоренсо (Carlos Lorenzo) из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES) и Джорджио Манци (Giorgio Manzi) из Римского университета Ла Сапиенца впервые описали строение полости носа архаичного человека из памятника Ламалунга. Они проанализировали цифровую модель части черепа раннего неандертальца, построенной по высококачественным фотографиям и снятым с помощью зондов видео, так как останки этого индивида до сих пор замурованы в натечные образования в итальянской пещере. Исследователи пришли к выводу, что носовая полость этого индивида мало чем отличалась от таковой у людей современного анатомического типа. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, по крайней мере у популяции ранних неандертальцев, к которой принадлежал индивид из окрестностей Альтамуры, отсутствовали адаптации носа к условиям европейского холодного климата, которые гипотетически предполагались для «классических» неандертальцев.