Почти четверть енотов сами решали головоломки, а некоторые особи ждали, пока их решат сородичи
Зоологи из США разместили ящики-головоломки с едой в городе Ларами штата Вайоминг и засняли на видео диких енотов, которые пробовали открыть их. Примерно четверть енотов справились с защелками, продемонстрировав поведенческую гибкость и способность к инновационному решению проблем. При этом молодые особи были успешнее взрослых. Последовательности решений каждого енота не были одинаковыми в разных испытаниях, но между енотами они отличались еще сильнее. Статья опубликована в Proceedings of the Royal Society B.
Урбанизированная среда предоставляет диким животным, живущим в городах и вблизи них, как новые возможности, так и ограничения. Благодаря этому в популяциях таких животных нередко возникают инновации, связанные, например, с добычей пищи. Иногда новое поведение распространяется и приживается в сообществах. Так, синицы и некоторые другие певчие птицы на Британских островах научились открывать бутылки с молоком, а какаду в Австралии — мусорные баки. Успех в решении новых необычных задач предсказывается набором поведенческих черт: сниженной неофобией, повышенным исследовательским разнообразием (то есть количеством различных уникальных типов поведения), настойчивостью. Также склонность животных к внедрению инноваций может меняться под действием внешних факторов. Например, она может возрасти в условиях повышенной конкуренции или когда старые ресурсы окажутся недоступны.
Способность животных к внедрению инноваций нередко исследуют в лаборатории с помощью разных задач и головоломок. В то же время в неволе животные зачастую внедряют больше инноваций, чем в дикой природе, что может искажать представления ученых о способностях диких животных. Кроме того, в лаборатории невозможно оценить, как естественные социальные и экологические условия влияют на склонность к инновационному поведению. Чтобы обойти эти ограничения, исследователи разрабатывают методы, позволяющие исследовать поведение диких городских животных в естественных условиях: размещают головоломки и фотоловушки в среде обитания животных и используют различные методы, чтобы идентифицировать отдельных особей.
Команда зоологов из Университета Вайоминга под руководством Лорен Стэнтон (Lauren Stanton) провела исследование с дикими енотами (Procyon lotor), живущими в голоде Ларами. В течение двух лет в августе ученые расставляли в черте города ящики-головоломки, к которым еноты могли получить доступ, а вокруг размещали камеры. В октябре головоломки убирали. До начала экспериментов енотов отлавливали, чтобы определить пол и возраст, а также имплантировать им RFID-метки для последующей идентификации. Сама головоломка представляла собой короб из фанеры, с двух сторон которого было по 12 дверей (всего 24). Каждая дверца открывалась с помощью защелки и вела в небольшой ящик с пищевым вознаграждением — смесью собачьего корма и сардин. В дверцах были отверстия, чтобы еноты могли учуять запах еды.
Тестирование начинали с головоломки с одним решением — то есть с коробов, все дверцы в которых открываются одним и тем же способом. Чтобы открыть дверцу, еноту нужно было сдвинуть ручку защелки вправо. После того как еноты познакомились с головоломками с одним решением, исследователи ввели головоломки с несколькими решениями. Это по-прежнему был короб с 24 ящиками и дверцами, но теперь они открывались по-разному — на них было четыре типа защелок: горизонтальная, как на всех дверцах предыдущего короба, вертикальная, поворотная и стержневая.
Всего 35 енотов подходили к головоломке с одним решением, и восемь из них (23 процента) научились решать ее. Успех предсказывало исследовательское разнообразие — то есть количество разных уникальных способов поведения. Также лучше с задачей справлялись молодые особи — 35 процентов из них решили головоломку по сравнению с 15 процентами взрослых енотов. Ученые объяснили это тем, что у молодых енотов могло быть больше мотивации к освоению новых пищевых ресурсов, а также они могли быть более любопытными ввиду отсутствия неприятного опыта. Научившись открывать ящики, еноты впоследствии тратили меньше времени на то, чтобы справиться с защелкой. Кроме того, животные, по всей видимости, могли запоминать свои инновации: одной самке, которая два года подряд сталкивалась с ящиками, в первый год потребовалась 31 секунда, чтобы открыть защелку, а во второй — всего 5.
Решать головоломку с четырьмя видами защелок научились семь енотов из 31 (тоже 23 процента). Большинство из них довольно быстро открывали несколько разных защелок подряд (в среднем на это требовалось около трех попыток). Четверо из семи енотов ранее успешно открывали горизонтальную защелку в головоломке с одним решением, а трое были новичками. Все семь енотов смогли открыть дверцы с поворотной, горизонтальной и вертикальной защелкой, а вот справиться со стержневой удалось только пяти особям. Чаще всего еноты первой открывали поворотную защелку, и в целом ее открыли 217 раз — поэтому ученые пришли к выводу, что это было самым простым решением. Затем следовала горизонтальная защелка (198 успешных открытий), потом — вертикальная (193 открытия). Стержневая защелка оказалась самой сложной — ее еноты открыли 128 раз. Одни и те же особи во время разных испытаний открывали защелки в разном порядке, то есть демонстрировали поведенческую гибкость. Однако последовательности решений разных енотов сильнее отличались друг от друга, чем последовательности решений одних и тех же особей в разных испытаниях.
Подобные эксперименты ранее проводили с енотами в неволе, и тогда они тоже научились открывать разные типы защелок. Однако в лаборатории гораздо больше енотов (65 процентов) справились с головоломкой. Такие существенные различия, как отметили авторы, еще раз подчеркивают важность экспериментов с дикими животными в естественной среде. Так, например, в этом исследовании многие еноты занимались попрошайничеством — ждали, когда кто-то другой откроет ящик, чтобы получить доступ к пищевому вознаграждению. Поскольку ящиков было много, енотам удавалось полакомиться кормом, который добыли их сородичи, и необходимость учиться самостоятельно открывать ящики пропадала. В лаборатории животных чаще всего тестируют по одному, из-за чего невозможно пронаблюдать возникновение альтернативных стратегий такого рода. Кроме того, дикие городские еноты (особенно опытные особи) могут избегать исследования новых источников пищи, поскольку нередко подвергаются воздействию отравляющих и смертельных стимулов, будучи видом-вредителем.
В этом исследовании еноты не учились друг у друга решать головоломку (во всяком случае, авторы не сообщили о таком поведении зверей). Однако нередко животные осваивают новое поведение, наблюдая за сородичами, которые его демонстрируют. Именно так в сообществах птиц распространились традиции открывать бутылки с молоком и мусорные баки. Подобное социальное обучение также наблюдали у бескоготных выдр в заповеднике и даже у шмелей — но только в лаборатории.
Они чаще смотрели на человека, чей голос звучал из динамика
Эксперимент этологов из Венгрии показал, что собаки способны различать голоса знакомых им людей. Животные сопоставляли записи голосов своих хозяев с самими хозяевами: они чаще смотрели на того человека, чей голос слышали, и чаще подходили к нему. При этом лучше всего собаки распознавали голос своего основного хозяина — видимо потому, что слышат его чаще. Результаты исследования опубликованы в журнале Animal Behaviour.