Британские исследователи впервые экспериментально показали, что восточные бескоготные выдры учатся друг у друга добывать пищу. Для этого ученые показали трем группам животных пять разных контейнеров, из которых нужно было достать фрикадельки. В каждой группе выдры охотнее принимались решать головоломки, если видели, как с ней играет кто-то другой, а также запоминали, как ее решать — и могли повторить выученный навык через несколько месяцев. Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.
При обучении жизненно важным навыкам животные следуют двум стратегиям: либо учатся самостоятельно, методом проб и ошибок, либо учатся у других — в таком случае речь идет о социальном обучении. Последняя стратегия может быть более эффективной (как минимум, у нее меньше издержек, чем при обучении «в слепую»), но она также и сложнее, так как животному нужно знать, у какой именно другой особи следует научиться, в каких ситуациях демонстрировать выученное поведение, а также запомнить его — чтобы эффективно повторить потом.
Обычно социальное обучение рассматривают в контексте охоты — одного из самых важных аспектах жизни животного. Особенно интересными могут быть особи, которые, несмотря на свою социальность, предпочитают охотиться поодиночке. К таким, например, относятся восточные бескоготные выдры (Amblonyx cinereus), которые живут в довольно многочисленных группах (до 15 особей), но пропитание ищут самостоятельно.
Вполне вероятно, что самостоятельность исключает и обучение выдр у сородичей: на это косвенно указывают данные, полученные в 2017 году Нилтье Бугерт (Neeltje Boogert) из Эксетерского университета и ее коллегами. Тогда ученые показали, что бескоготные выдры при открывании контейнеров с едой пользуются стратегиями сородичей примерно в три раза реже другого вида — гладкошерстных выдр (Lutrogale perspicillata), которые живут и охотятся в небольших группах по четыре-пять особей.
На этот раз Бугерт с коллегами решили повторить эксперимент с участием бескоготных выдр, расширив выборку и включив представителей разных возрастов. Так, в исследовании приняли участие три группы выдр из трех разных заповедников: первые две группы — семьи с детенышами (8 и 12 особей), а третья группа состояла только из выдр-сиблингов (пять особей).
Перед началом экспериментов ученые проверили социальные связи в каждой группе выдр: так они могли понять, какие особи учатся друг у друга, и какими отношениями внутри группы это регулируется. Затем каждой группе выдр давали закрытые контейнеры с едой: всего их было пять типов, и отличались они по тому, насколько сложно было достать угощение — фрикадельку. Выдрам можно было свободно исследовать контейнеры, пытаться открыть их и достать еду. Ученые подсчитывали, сколько раз животные подходили к контейнерам и сколько раз успешно открывали их.
Большинство особей смогли открыть как минимум один контейнер — за исключением детенышей, которые не смогли открыть ни одного. Особи постарше решали головоломки раньше остальных, а самцы справлялись с задачками быстрее самок. В большинстве (88 процентах) случаев выдры начинали играться с контейнерами только после того, как к ним подходила какая-то другая особь — в основном, особь постарше. В целом, с использованием информации, полученной от сородичей, выдрам удавалось решить до 82 процентов головоломок.
Через несколько месяцев (от трех до пяти в зависимости от группы) выдрам дали контейнеры еще раз. Выдры также начинали подходить к контейнерам чаще после того, как к ним подходил кто-то из сородичей — и так им удавалось открыть до 75 процентов головоломок. Во второй раз животные справлялись с головоломками быстрее — в среднем, на полторы минуты — что говорит о том, что они могли запомнить решение головоломок с первого раза.
Таким образом, ученые представили первые экспериментальные доказательства того, что восточные бескоготные выдры в действительности учатся друг у друга добывать пищу в сложных ситуациях. Так как детеныши выдр не смогли решить ни одну из предложенных головоломок, обучение, скорее всего, проходит уже во взрослом возрасте: молодые выдры следят за поведением своих сородичей постарше, а затем успешно применяют полученные навыки при охоте. При этом навыки выдры, судя по всему, запоминают надолго, что не мешает применять их и в одиночку.
Восточные бескоготные выдры — отменные пользователи инструментов: питаются они, в основном, моллюсками, раковины которых разбивают камнями. Недавно ученые выяснили, что пользоваться камнями выдры (кстати, не только восточные бескоготные, но и гладкошерстные) могут и просто так, перебирая их в лапках.
Елизавета Ивтушок
Сначала примат преследовал зверька на земле, а потом выкинул из домика на высокой опоре
Суматранский орангутан (Pongo abelii) из зоопарка австралийского города Перт выбросил лисьего кузу (Trichosurus vulpecula) из своего вольера. Видеозаписью необычного происшествия поделился пользователь реддита под ником j___---h. На коротком ролике виден орангутан, который сидит в домике на высокой опоре. Он выкидывает из него кузу, после чего выбирается наружу сам и смотрит в сторону соседнего вольера, где живут два других орангутана и где, предположительно, приземлилось сумчатое. Судя по всему, кузу не удалось пережить падение (либо орангутан убил его до того, как выбросил из домика). https://www.youtube.com/shorts/wnvodxgv2pw?feature=share В комментариях к видео j___---h сообщил, что сначала орангутан преследовал пробравшегося в его вольер кузу на земле, после чего загнал на опору домика и начал тыкать палкой. В конце концов оба животных оказались в домике, откуда примат и выбросил зверька. По словам сотрудников Пертского зоопарка, дикие лисьи кузу часто пробираются на его территорию, привлеченные пищей для содержащихся здесь животных. Присутствие этих сумчатых в зоопарке считается нежелательными, поэтому с ними здесь борются.