Бескоготные выдры научились друг у друга доставать фрикадельки из контейнеров

Британские исследователи впервые экспериментально показали, что восточные бескоготные выдры учатся друг у друга добывать пищу. Для этого ученые показали трем группам животных пять разных контейнеров, из которых нужно было достать фрикадельки. В каждой группе выдры охотнее принимались решать головоломки, если видели, как с ней играет кто-то другой, а также запоминали, как ее решать — и могли повторить выученный навык через несколько месяцев. Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science

При обучении жизненно важным навыкам животные следуют двум стратегиям: либо учатся самостоятельно, методом проб и ошибок, либо учатся у других — в таком случае речь идет о социальном обучении. Последняя стратегия может быть более эффективной (как минимум, у нее меньше издержек, чем при обучении «в слепую»), но она также и сложнее, так как животному нужно знать, у какой именно другой особи следует научиться, в каких ситуациях демонстрировать выученное поведение, а также запомнить его — чтобы эффективно повторить потом.

Обычно социальное обучение рассматривают в контексте охоты — одного из самых важных аспектах жизни животного. Особенно интересными могут быть особи, которые, несмотря на свою социальность, предпочитают охотиться поодиночке. К таким, например, относятся восточные бескоготные выдры (Amblonyx cinereus), которые живут в довольно многочисленных группах (до 15 особей), но пропитание ищут самостоятельно.

Вполне вероятно, что самостоятельность исключает и обучение выдр у сородичей: на это косвенно указывают данные, полученные в 2017 году Нилтье Бугерт (Neeltje Boogert) из Эксетерского университета и ее коллегами. Тогда ученые показали, что бескоготные выдры при открывании контейнеров с едой пользуются стратегиями сородичей примерно в три раза реже другого вида — гладкошерстных выдр (Lutrogale perspicillata), которые живут и охотятся в небольших группах по четыре-пять особей.

На этот раз Бугерт с коллегами решили повторить эксперимент с участием бескоготных выдр, расширив выборку и включив представителей разных возрастов. Так, в исследовании приняли участие три группы выдр из трех разных заповедников: первые две группы — семьи с детенышами (8 и 12 особей), а третья группа состояла только из выдр-сиблингов (пять особей).

Перед началом экспериментов ученые проверили социальные связи в каждой группе выдр: так они могли понять, какие особи учатся друг у друга, и какими отношениями внутри группы это регулируется. Затем каждой группе выдр давали закрытые контейнеры с едой: всего их было пять типов, и отличались они по тому, насколько сложно было достать угощение — фрикадельку. Выдрам можно было свободно исследовать контейнеры, пытаться открыть их и достать еду. Ученые подсчитывали, сколько раз животные подходили к контейнерам и сколько раз успешно открывали их.

Большинство особей смогли открыть как минимум один контейнер — за исключением детенышей, которые не смогли открыть ни одного. Особи постарше решали головоломки раньше остальных, а самцы справлялись с задачками быстрее самок. В большинстве (88 процентах) случаев выдры начинали играться с контейнерами только после того, как к ним подходила какая-то другая особь — в основном, особь постарше. В целом, с использованием информации, полученной от сородичей, выдрам удавалось решить до 82 процентов головоломок.

Через несколько месяцев (от трех до пяти в зависимости от группы) выдрам дали контейнеры еще раз. Выдры также начинали подходить к контейнерам чаще после того, как к ним подходил кто-то из сородичей — и так им удавалось открыть до 75 процентов головоломок. Во второй раз животные справлялись с головоломками быстрее — в среднем, на полторы минуты — что говорит о том, что они могли запомнить решение головоломок с первого раза.

Таким образом, ученые представили первые экспериментальные доказательства того, что восточные бескоготные выдры в действительности учатся друг у друга добывать пищу в сложных ситуациях. Так как детеныши выдр не смогли решить ни одну из предложенных головоломок, обучение, скорее всего, проходит уже во взрослом возрасте: молодые выдры следят за поведением своих сородичей постарше, а затем успешно применяют полученные навыки при охоте. При этом навыки выдры, судя по всему, запоминают надолго, что не мешает применять их и в одиночку.

Восточные бескоготные выдры — отменные пользователи инструментов: питаются они, в основном, моллюсками, раковины которых разбивают камнями. Недавно ученые выяснили, что пользоваться камнями выдры (кстати, не только восточные бескоготные, но и гладкошерстные) могут и просто так, перебирая их в лапках.

Орангутан из австралийского зоопарка выбросил лисьего кузу из вольера