И вывела на орбиту 23 спутника Starlink
Ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX вернулась к полетам после недавней аварии, выведя в космос три партии новых спутников сети Starlink. Причиной самой аварии стало переохлаждение двигателя второй ступени перед повторным включением из-за утечки кислорода, сообщается на сайте Spacenews.com.
Пуск ракеты-носителя Falcon 9, состоявшийся 11 июля 2024 года, оказался первым неудачным полетом ракеты за последние почти восемь лет. В результате проблем со второй ступенью 20 спутников глобальной интернет-сети Starlink попали на нерасчетную орбиту и в итоге сгорели в атмосфере Земли, не оставив заметных обломков.
После аварии SpaceX представило Федеральному управлению гражданской авиации (FAA) отчет о ее причинах. Во время первого включения двигателя второй ступени произошла утечка жидкого кислорода в изоляции вокруг двигателя из-за трещины в линии датчика давления в системе подачи кислорода. Это привело к переохлаждению компонентов двигателя и его второе включение прошло в жестком режиме, что привело к повреждениям. Тем не менее, несмотря на потерю ориентации, ступень смогла закончить работу и прошла пассивацию. Для решения проблемы в краткосрочной перспективе было принято решение удалить датчик и связанную с ним линию. Их функции будут заменены другими датчиками без ущерба для ракеты.
27 июля 2024 года, в 08:45 по московскому времени ракета-носитель Falcon 9 вернулась к полетам, успешно стартовав с площадки в Космическом центре имени Кеннеди. Затем первая ступень вернулась на платформу в океане, а чуть более чем через час после пуска вторая ступень завершила выведение 23 спутников Starlink на орбиту. 28 июля Falcon 9 дважды за один день повторила успех, выведя в космос еще две партии спутников Starlink, а 3 августа ракета выведет в космос грузовой корабль Cygnus для снабжения МКС.
SpaceX теряла спутники Starlink не только из-за проблем с ракетами — два года назад геомагнитная буря не позволила достичь орбиты сорока спутникам сети.
Это второй подобный аппарат для компании ispace
Японская частная космическая компания ispace завершила расследование причин крушения модуля Resilience во время высадки на Луну в начале июня. Инженеры подтвердили идею о том, что аппарат на финальном этапе спуска к поверхности Луны не успел эффективно затормозить из-за задержки в получении данных от лазерного дальномера, который стал поставлять данные лишь после того, как высота стала меньше 900 метров. Эта аномалия не обнаруживалась на других этапах снижения или во время предпусковых проверок, не связана со сбоем программного обеспечения и могла возникнуть из-за уменьшенной мощности лазерного пучка или потока отраженного от поверхности Луны лазерного излучения. По словам представителей компании, авария не повлияет на сроки запуска еще двух подобных модулей к Луне, а их навигационные системы будут доработаны.