И вывела на орбиту 23 спутника Starlink
Ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX вернулась к полетам после недавней аварии, выведя в космос три партии новых спутников сети Starlink. Причиной самой аварии стало переохлаждение двигателя второй ступени перед повторным включением из-за утечки кислорода, сообщается на сайте Spacenews.com.
Пуск ракеты-носителя Falcon 9, состоявшийся 11 июля 2024 года, оказался первым неудачным полетом ракеты за последние почти восемь лет. В результате проблем со второй ступенью 20 спутников глобальной интернет-сети Starlink попали на нерасчетную орбиту и в итоге сгорели в атмосфере Земли, не оставив заметных обломков.
После аварии SpaceX представило Федеральному управлению гражданской авиации (FAA) отчет о ее причинах. Во время первого включения двигателя второй ступени произошла утечка жидкого кислорода в изоляции вокруг двигателя из-за трещины в линии датчика давления в системе подачи кислорода. Это привело к переохлаждению компонентов двигателя и его второе включение прошло в жестком режиме, что привело к повреждениям. Тем не менее, несмотря на потерю ориентации, ступень смогла закончить работу и прошла пассивацию. Для решения проблемы в краткосрочной перспективе было принято решение удалить датчик и связанную с ним линию. Их функции будут заменены другими датчиками без ущерба для ракеты.
27 июля 2024 года, в 08:45 по московскому времени ракета-носитель Falcon 9 вернулась к полетам, успешно стартовав с площадки в Космическом центре имени Кеннеди. Затем первая ступень вернулась на платформу в океане, а чуть более чем через час после пуска вторая ступень завершила выведение 23 спутников Starlink на орбиту. 28 июля Falcon 9 дважды за один день повторила успех, выведя в космос еще две партии спутников Starlink, а 3 августа ракета выведет в космос грузовой корабль Cygnus для снабжения МКС.
SpaceX теряла спутники Starlink не только из-за проблем с ракетами — два года назад геомагнитная буря не позволила достичь орбиты сорока спутникам сети.
Им не понадобится дополнительная тепловая защита
Компания SpaceX показала собранный первый серийный (с индексом SN1) ракетный двигатель Raptor третьего поколения. Благодаря 3D-печати металлом инженерам удалось спрятать внутрь корпуса большую часть конструктивных элементов (трубопроводы, провода, датчики), которые раньше находились снаружи. По словам Илона Маска, такой подход позволит задействовать для защиты этих деталей от высоких температур систему регенеративного охлаждения за счет циркуляции в каналах внутри корпуса криогенного топлива, благодаря чему удастся отказаться от защитных тепловых кожухов. Помимо упрощения конструкции это также приведет к снижению массы ракеты. Сам двигатель также стал легче: его масса теперь составляет 1525 килограмм, а полная, с дополнительным навесным оборудованием — 1720 килограмм (у Raptor 2 это 1630 и 2875 килограмм соответственно). Тяга R3 составляет 280 тонн-сил (против 230 у R2), а в будущем ее планируют довести до значения в 300 тонн-сил. Удельный импульс двигателя на уровне моря почти не изменился и равен 350 секундам. Оптимизированная для работы в вакууме версия двигателя с удельным импульсом 380 секунд, как ожидается, появится в течение следующих нескольких лет.