Каспару Хаузеру не разрешили быть сыном великой герцогини Баденской

На это указал анализ митохондриальной ДНК

Генетики проанализировали митохондриальную ДНК Каспара Хаузера, который также известен под прозвищем Дитя Европы. Эта работа позволила исключить версию, что знаменитый найденыш был сыном Стефании де Богарне — великой герцогини Баденской. Об этом ученые пишут в журнале iScience.

В 1828 году в немецком городе Нюрнберг местные жители заинтересовались едва говорившим и неуклюжим юношей, который позднее получил известность под именем Каспар Хаузер и прозвищем Дитя Европы. До сих пор точно неизвестно, откуда происходил этот мальчик. Если верить его смутным воспоминаниям и двум письмам, которые у него были при себе, то примерно в возрасте трех или четырех лет его заключили в подземную камеру, где его в одиночестве держали приблизительно до 16-летия на хлебе и воде. После этого неизвестный мужчина сопроводил его в Нюрнберг, где на него впервые и обратили внимание.

История Каспара Хаузера привлекла большое внимание как современников, так и потомков. Часть людей сомневалась в реалистичности таких событий и видела в найденыше мошенника. Другие строили различные версии о его настоящем происхождении. Одна из популярных гипотез состояла в том, что Хаузер мог родиться в благородной семье. В частности, в качестве его возможной матери предполагалась Стефания де Богарне — великая герцогиня Баденская и приемная дочь Наполеона I Бонапарта, первый сын которой родился в сентябре 1812 года и менее чем через месяц умер при неясных обстоятельствах. Согласно этому предположению, законного наследника Карла Баденского подменили на смертельного больного ребенка и отправили в заточение.

Вальтер Парсон (Walther Parson) из Инсбрукского медицинского университета совместно с коллегами из Австрии, Великобритании, Германии и США решил проверить гипотезу о том, мог ли быть Хаузер сыном герцогини де Богарне. Подобные попытки проводились и раньше — в 1990-х и начале 2000-х годов, когда ученые изучали фрагменты митохондриальной ДНК, извлеченной из пятен крови, которые сохранились на одежде убитого в 1833 году юноши. А затем сравнили их с митохондриальными геномами двух потомков по материнской линии великой герцогини. Тогда исследования дали неоднозначный результат, допускавший возможность того, что мальчик действительно мог быть сыном де Богарне. Однако существовавшие на тот момент методы работы с древней ДНК не позволяли что-либо утверждать однозначно.

Теперь ученые с помощью методов секвенирования нового поколения исследовали волосы, приписываемые Хаузеру. Они выделили митохондриальную ДНК из 10 из 12 волосков и определили, что они, по-видимому, принадлежали одному и тому же человеку, который был носителем митохондриальной гаплогруппы W. Этот результат не противоречил и обрывочным сведениям о геноме этого человека, которые были получены в 1990-е годы во время анализа пятна крови с нижнего белья молодого человека. При этом эталонный образец родственницы по материнской линии герцогини де Богарне, по данным исследователей, относится к митохондриальной гаплогруппе H1bs. Это не подтверждает идею о том, что мальчик был подмененным наследником Баденского престола.

Ранее генетики исследовали образцы волос другой известной исторической персоны — композитора Людвига ван Бетховена. О том, что из этого вышло, читайте в нашем материале «Переложение для восьми волосов».

Палеонтологи отказались считать протоцератопсов прототипом грифона