В Северной Месопотамии нашли захоронение «шаманки» раннего неолита

Она жила в X тысячелетии до нашей эры

Турецкие ученые обнаружили на памятнике Чемка-Хёюк, расположенном в Северной Месопотамии, необычное захоронение эпохи докерамического неолита A. Под полом одного из жилищ они нашли скелет женщины, которую под известняковой плитой похоронили в скорченном положении вместе с частями нескольких видов животных. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале L’Anthropologie, возможно, в этом погребении находились останки «шаманки», жившей в X тысячелетии до нашей эры.

Примерно в километре от гидроэлектростанции Илису, расположенной на юго-востоке современной Турции на реке Тигр, находится археологический памятник Чемка-Хёюк (или Чемка-Хююк). Он представляет собой небольшой холм площадью около 135 × 65 метров, в котором сохранились остатки поселения позднего эпипалеолита и эпохи докерамического неолита A. Исследователи выявили этот объект в 2018 году, а с 2019 года приступили к раскопкам.

Несмотря на то, что памятник оказался серьезно разрушен во время дорожно-строительных работ, связанных с возведенной ГЭС, археологи обнаружили в нем значительное количество свидетельств жизнедеятельности людей периода, когда в этом регионе происходил переход от присваивающего хозяйства к производящему. Помимо остатков жилищ, исследователи нашли здесь разнообразные артефакты, а также захоронения 15 человек: 12 взрослых и 3 детей, останки которых покоились под полами домов.

Эргюл Кодаш (Ergül Kodaş) из Университета Мардина Артуклу совместно со своими турецкими коллегами сообщил о результатах исследования одного из погребений, выявленных на памятнике Чемка-Хёюк. По словам ученых, одной из особенностей захоронений этого поселения выступает малое количество погребальных подношений, причем даже в тех случаях, когда останки людей находили in situ. На этом фоне они выделили одно захоронение, обнаруженное под полом круглого в плане жилища.

Под известняковой плитой археологи обнаружили скелет взрослого человека, которого около 9300 года до нашей эры похоронили в согнутом положении на правом боку. Антропологи определили, что, скорее всего, останки принадлежали женщине, которая прожила около 20–25 лет. Вместе с ней в могиле лежали кости различных животных, на части которых исследователи зафиксировали порезы. Эти находки включали останки, по-видимому, одного первобытного быка (череп и ряд других), шесть костей мелкого рогатого животного, одного представителя семейства псовых, а также кость куницы и, вероятно, две кости кеклика.

Хотя кости различных видов животных порой встречаются в ближневосточных погребениях эпохи неолита, набор, обнаруженный на памятнике Чемка-Хёюк, видится исследователям весьма своеобразным, учитывая, что ничего подобного не было в могилах других жителей этого поселения. По мнению ученых, вполне возможно, что в изученном погребении покоились останки «шаманки», которая, например, могла выступать посредником между миром людей и животных. При этом исследователи подчеркнули, что нельзя быть полностью уверенным в том, почему члены коллектива считали эту женщину особенной. Возможно, этот человек впадал в безумие или был сумасшедшим, в результате чего другие члены общины опасались ее, а кости животных (в частности, голову быка) и известняковую плиту поместили в ее погребение, чтобы она не восстала из мертвых.

Ранее мы рассказывали, как ученые исследовали ДНК взрослой женщины (предполагаемой «шаманки») и младенца из погребения эпохи мезолита, раскопанного много лет назад в Германии. Исследователи обнаружили, что они были родственниками четвертой или пятой степени, которых похоронили вместе около девяти тысяч лет назад.

Архаичные люди добрались до центра современной Франции около 1,2 миллиона лет назад