Младенец из погребения шаманки эпохи мезолита оказался ее дальним родственником

На это указал анализ ДНК людей, живших около девяти тысяч лет назад

Палеогенетики проанализировали ДНК взрослой женщины и младенца, останки которых обнаружили в 1934 году в немецком городе Бад-Дюрренберг в так называемом погребении шаманки эпохи мезолита. Ученые установили, что эти люди были родственниками четвертой или пятой степени, которые жили около девяти тысяч лет назад. Результатам этого исследования посвящена одна из глав монографии «Kinship, Sex, and Biological Relatedness: The contribution of archaeogenetics to the understanding of social and biological relations».

В 1934 году во время земляных работ, проходивших в небольшом немецком городе Бад-Дюрренберг (Саксония-Анхальт), случайно обнаружили весьма необычное древнее погребение. Исследование этой могилы показало, что в ней покоились два человека, которых похоронили около 7000–6800 годов до нашей эры. Останки принадлежали взрослой женщине 30–40 лет, похороненной в сидячем положении, а также младенцу шести—восьми месяцев. В могиле находились большое количество красной охры, артефакты из кости и камня и многочисленные останки животных. Среди последних выделялись рога косули, зубы животных (часть из которых с отверстиями), многочисленные раковины моллюсков, плечевая кость журавля, которая использовалась в качестве контейнера для хранения микролитов, кости бобра и ежа, фрагменты черепашьих панцирей и прочие останки.

Необычный набор находок из этого погребения, который позволил интерпретировать его как шаманский, дополняли особенности, выявленные на скелете женщины. Так, на ее костях не выражены места прикрепления мышц, особенно на нижних конечностях, что говорит о слабом развитии мускулатуры и нетипично для охотников-собирателей. На позвонках женщины видны признаки деформирующего спондилеза. Аномалии большого затылочного отверстия и атланта (первого шейного позвонка), похоже, приводили к тому, что при определенном положении головы защемлялись кровеносные сосуды. Это в конечном счете могло привести к нистагму — непроизвольному колебательному движению глаз высокой частоты. Кроме того, с внутренней стороны два верхних резца этой женщины были протерты.

Йорг Оршидт (Jörg Orschiedt) из Управления по охране памятников и археологии федеральной земли Саксония-Анхальт совместно с коллегами из Германии представил результаты последних исследований погребения из Бад-Дюрренберга. Ученые отметили, что за последние годы они провели дополнительные раскопки в местности, где была обнаружена могила, и локализовали ее точное местонахождение. Это, среди прочего, позволило уточнить устройство самого погребения, а также дополнить коллекцию находок, включая человеческие останки.

Среди находок оказалась и каменистая часть височной кости младенца, которая впервые позволила провести анализ ДНК этого человека. Геном взрослой женщины с достаточно хорошей точностью ученые прочитали ранее, однако отдельной работы, посвященной его анализу не публиковали. Тогда биологи подтвердили, что останки принадлежали женщине из условно выделяемой популяции западноевропейских охотников-собирателей конца эпохи верхнего палеолита / эпохи мезолита. По материнской линии она была носителем митохондриальной гаплогруппы U4b1b1. Кроме того, исследователи определили некоторые вероятные детали ее внешности. По-видимому, у женщины был довольно темный цвет кожи, темные прямые волосы и голубые глаза. В целом это характерно и для многих других мезолитических охотников-собирателей Западной Европы.

Исследование древней ДНК показало, что младенец был мальчиком, который принадлежал к той же, что и женщина, митохондриальной гаплогруппе U4b1b1, а также был носителем Y-хромосомной гаплогруппы I2a1a2. Первоначально анализ биологического родства между двумя людьми из этой могилы говорил о том, что они не были родственниками первой и второй степени, то есть они не приходились друг другу, например, матерью и сыном или бабушкой и внуком.

Однако затем ученые обратились к недавно разработанному биоинформатическому инструменту ancIBD, который позволяет определить родство до десятой степени по общим по происхождению блокам сцепления (IBD) — сегментам геномов с идентичными нуклеотидными последовательностями, которые два или более людей унаследовали от общего предка без рекомбинации. Оказалось, что женщина и младенец были родственниками четвертой или пятой степени, то есть так называемая шаманка, например, могла приходиться ребенку прапрабабушкой или прапрапрабабушкой. Хотя, вполне вероятно, что они не были родственниками по прямой линии, и женщина приходилась ребенку, например, двоюродной бабушкой (четвертая степень родства).

Ранее на N + 1 рассказывали, как группа ученых секвенировала геномы четырех человек из парных погребений традиции колоколовидных кубков, раскопанных в Великобритании и Люксембурге. В одном случае в могиле находились останки матери и сына, а в другом — по-видимому, тети и племянницы.

В Кении нашли древнейшего австралопитека