Древние жители греческого острова Тинос сожгли покойных на дубовых и оливковых дровах

На это указал анализ материалов из некрополя

Ученые из Австрии и Греции проанализировали образцы грунта, а также фрагменты древесного угля и растительные остатки, собранные во время раскопок некрополя IV века до нашей эры — I века нашей эры, который находится на греческом острове Тинос. Результаты этого исследования показали, что древние жители этой местности в качестве топлива для погребальных костров в основном использовали дубовую и оливковую древесину. Кроме того, ученые выяснили, плоды каких растений здесь оставляли в качестве подношений или употреблялись в пищу во время поминальных трапез. Среди них оказались олива, ячмень, инжир, виноград и некоторые другие. Статья, посвященная этому исследованию, опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.

В центральной части Эгейского моря находится Тинос — один из островов Кикладского архипелага, заселенный людьми с древних времен. В 2021 году археологи обнаружили здесь новый археологический памятник, относящийся к античной эпохе. Он представляет собой некрополь, захоронения в котором проводились приблизительно с середины IV века до нашей эры по конец I века нашей эры. В общей сложности ученые уже выявили в нем 37 разнообразных погребений. Большинство людей из этого памятника похоронили по обряду ингумации. Лишь в редких случаях исследователи нашли в могилах кремированные останки. Помимо человеческих останков, в погребениях присутствовали и разнообразные артефакты, среди которых, например, оказалась металлическая фигурка, изображающая волчицу, которая вскармливает братьев Ромула и Рема — легендарных основателей Рима.

Торстен Якобич (Thorsten Jakobitsch) из Австрийского археологического института Австрийской академии наук совместно с коллегой из Греции сообщил, что во время раскопок этого памятника ученые отобрали образцы для археоботанических и антрокологических исследований. В общей сложности они собрали четыре образа растительных остатков и древесного угля, которые можно было распознать невооруженным глазом, а также отобрали десять образцов грунта из погребений, общий объем которых превышал 50 литров. Среди прочего, они включали остатки трех погребальных костров.

Среди растительных остатков в коллекции находок преобладали оливковые косточки (Olea europaea) различных форм и размеров, указывающих на разнообразие сортов. Причем эти остатки присутствовали и в заполнении погребений, и за их пределами, а также в погребальных кострах. Помимо них, исследователи также идентифицировали остатки ячменя (Hordeum vulgare), инжира (Ficus carica), винограда (Vitus vinifera) и некоторых других растений.

Во всех отобранных образцах ученые обнаружили больше 1300 фрагментов древесного угля, почти половина из которых (n = 629) представляла собой остатки каменного дуба (Quercus ilex). На втором месте по распространенности оказались угольки из оливы (n = 494), а на третьем — обыкновенного мирта (Myrtus communis), который представлен 136 образцами. Выбор дров для погребальных костров, по мнению исследователей, обуславливался, по-видимому, качеством топлива, а также его доступностью.

По словам ученых, античные авторы писали про важность пищи, которую оставляли в погребениях (или рядом с ними) для покойных. Однако в классических произведениях не раскрывается информация о конкретных продуктах. В случае с некрополем, раскопанным на острове Тинос, сложно ответить, представляют ли обнаруженные растительные остатки заупокойную пищу или же это остатки поминальных трапез. По данным исследователей, оливки играли важную роль в хозяйстве древних жителей этого острова. Видимо, их подносили и покойным наряду с другими продуктами: злаками, плодами инжира и винограда.

Ранее мы рассказывали, как археологи обнаружили в Греции остатки древнего города Тенея, а также нашли статую женщины в тунике.

В стенах одного из сооружений королевского дворца Гезо нашли остатки человеческой крови