Однако продолжит обслуживать использующиеся сейчас скафандры EMU
Американская компания Collins Aerospace полностью прекратила работы по созданию для NASA нового скафандра для выхода в открытый космос на МКС. Причинами такого решения стали задержки по срокам и перерасход средств, сообщается на сайте Spacenews.com.
В настоящее время NASA испытывает потребность в новых скафандрах для внекорабельной деятельности. Те, что используются для выхода в открытый космос сейчас, функционируют уже несколько десятков лет, а программа «Артемида» по возвращению людей на поверхность Луны требует скафандров нового поколения. Недавно NASA последовательно отменило два выхода в открытый космос на МКС именно из-за проблем со скафандрами. Летом 2022 года агентство для решения этих проблем заключило с двумя частными компаниями контракты на создание скафандров типа xEVAS (Exploration Extravehicular Activity Services): Axiom Space поручили разработку лунных скафандров, а Collins Aerospace — для МКС.
Однако 26 мая 2024 года NASA объявило, что Collins Aerospace по взаимному соглашению прекращает все работы по созданию нового скафандра для МКС и потенциального расширения его функциональности, а также не будет разрабатывать систему для выхода в открытый космос. Демонстрация работы скафандра на станции, запланированная на 2026 год, тоже больше не входит в планы. Причиной такого решения называется отставание по срокам и перерасход выделенных денежных средств. К настоящему моменту компания успела создать прототип скафандра и испытала его в самолете в условиях короткой микрогравитации.
Тем не менее Collins Aerospace продолжит по текущему контракту поддерживать работу скафандров EMU (Extravehicular Activity Mobility Unit), которые сейчас используются на МКС. Что касается Axiom Space, то компания показала прототип скафандра для работ на южном полюсе Луны в прошлом году и недавно успешно провела его первые комплексные испытания под давлением.
Подробнее о том, что космонавты носят на МКС, мы рассказывали в материале «Одеться в космос».
При этом ориентация посадочного модуля IM-2 нерасчетная
Луноход MAPP компании Lunar Outpost и экспериментальная система связи от компании Nokia, как и другие полезные нагрузки на борту посадочного модуля IM-2 «Афина» компании Intuitive Machines, получают электропитание и способны отправлять и принимать команды с Земли. При этом команда модуля уверена, что после посадки в окрестностях южного полюса Луны ориентация «Афины» не вертикальна — возможно, он накренился. Более точную информацию можно будет получить, когда модуль передаст на Землю снимки, а орбитальный аппарат LRO снимет его с окололунной орбиты. Местоположение модуля относительно предполагаемого эллипса посадки на Луне также неясно, однако инженеры считают, что им удалось прилуниться на горе Мутон. «Афина» подзаряжает аккумуляторы и поддерживает связь с Землей, однако пропускная способность антенны с высоким коэффициентом усиления ограничена.