Их способность переживать удары стихии снизилась по вине человека
Зоологи выяснили, что 3722 вида наземных позвоночных, численность которых не превышает 1100 взрослых особей, а ареал составляет менее 2500 квадратных километров, обитают в регионах, где за минувшие 50 лет произошло по крайней мере одно сильное стихийное бедствие: ураган, землетрясение, цунами или извержение вулкана. При этом более четверти ареала 2001 вида животных подвержены повышенному риску природных катаклизмов. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, животные, населяющие места, где часто происходят стихийные бедствия, обычно неплохо приспособлены к выживанию в таких условиях. Однако по вине человека популяции и ареалы многих из них уменьшились настолько, что они рискуют полностью вымереть после очередного удара стихии.
Численность и ареал многих видов животных резко сократились по вине человека. Это сделало их более уязвимыми к другим угрозам, например, стихийным бедствиям. Если в прошлом такие виды, как правило, относительно легко восстанавливались после природных катастроф, то теперь их популяции настолько малы и обитают на столь ограниченной территории, что могут полностью исчезнуть из-за одного мощного циклона или извержения вулкана. В качестве примера можно привести императорских амазонов (Amazona imperialis) с острова Доминика в Карибском море. Вырубка лесов и охота подорвали популяцию эти крупных попугаев: по оценкам орнитологов, несколько лет назад их дикая популяция состояла всего из 250 особей. И когда в 2017 году на Доминику обрушился ураган «Мария», 239 из них погибли, что поставило вид на грань вымирания.
Команда зоологов под руководством Фернанду Гонсалвеса (Fernando Gonçalves) из Университета штата Сан-Паулу решила выяснить, существованию скольких видов наземных позвоночных угрожают разнообразные стихийные бедствия. Основываясь на данных Международного союза охраны природы, исследователи выбрали все виды млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий с численностью не более 1100 взрослых особей или ареалом до 2500 квадратных километров. В общей сложности авторы насчитали 8813 таких редких видов.
Затем Гонсалвес с коллегами проанализировали данные за последние 50 лет и выявили регионы планеты с наибольшей частотой и интенсивностью четырех типов природных катастроф: землетрясений, ураганов, цунами и извержений вулканов. Сопоставив эти участки с распространением 8813 видов из выборки, исследователи пришли к выводу, что в пределах ареалов 3722 из них в течение последних 50 лет происходило по крайней мере одно крупное стихийное бедствие. А у 2001 вида (834 видов рептилий, 617 видов амфибий, 302 видов птиц и 248 видов млекопитающих) не менее четверти ареала приходится на регионы с повышенной вероятностью стихийных бедствий. Авторы отнесли их к группе с наибольшим риском вымирания из-за природных катаклизмов.
Среди 2001 вида животных, существованию которых особенно угрожают удары стихии, большинство обитает в Центральной и Южной Америке и на островах Карибского моря (34 процента) и в Южной и Юго-Восточной Азии (31 процент). При этом почти 70 процентов видов из составленного авторами списка живут только на островах. Ареалы 30 процентов видов не пересекаются ни с одной охраняемой территорией, что дополнительно повышает вероятность их исчезновения.
По оценке исследователей, виды из группы наибольшего риска чаще всего страдают от ураганов (49 процентов). В основном это касается животных, обитающих на островах Карибского моря, побережье Мексиканского залива и на северо-западе Тихого океана. Землетрясения угрожают 43 процентам видов из списка, цунами — 13 процентам и извержения вулканов — восьми процентам. Три этих типа стихийных бедствий наиболее опасны для видов, которые распространены в районе Тихоокеанского вулканического огненного кольца.
Гонсалвес и его соавторы подчеркивают, что животные, которые обитают в регионах, подверженных влиянию природных катаклизмов, обычно обладают адаптациями, которые позволяют им переживать удары стихий. Однако этого становится недостаточно, когда они сталкиваются с сокращением популяций и ареалов из-за последствий человеческой деятельности. Кроме того, ураганы и некоторые другие стихийные бедствия теперь происходят слишком часто из-за антропогенных изменений климата. Чтобы защитить наиболее уязвимые виды от природных катастроф, исследователи предлагают восстанавливать связность и качество экосистем, в которые те обитают (в том числе естественных барьеров для стихии, например, коралловых рифов, мангровых лесов и песчаных дюн). Кроме того, во многих случаях эффективны такие меры охраны, как разведения в неволе (с созданием страховочных популяций) и реинтродукция.
От стихийных бедствий страдают не только редкие, но и широко распространенные виды. Например, недавно ученые выяснили, что тропический циклон «Ильза», который обрушился на австралийский остров Бедаут в апреле 2023 года, убил более 30 тысяч гнездившихся здесь морских птиц. Особенно сильно пострадали бурые (Sula leucogaster) и голуболицые олуши (S. dactylatra) и фрегаты-ариели (Fregata ariel). Популяции трех этих видов на острове сократились на 80–90 процентов.
На это указывали анализы крови, ультразвуковое исследование и посмертная гистология
Анализ крови, ультразвуковое исследование и посмертный анализ тканей яичников пожилой самки суматранского орангутана по имени Джина из зоопарка Джерси подтвердили наступление менопаузы, которая ранее не была обнаружена у этого вида приматов. Джине было около пятидесяти лет и за всю жизнь она родила пять раз. С 2010 года, после того как последний детеныш был отлучен от груди, ей стали давать оральные контрацептивы. В конце февраля 2014 года препарат отменили, но менструации у Джины не возобновились и спустя два месяца. Анализ крови, взятой в конце апреля, выявил повышенный уровень фолликулостимулирующего гормона и сниженный уровень эстрадиола в сыворотке — как и бывает при менопаузе. Толщина эндометрия по данным УЗИ составляла всего 2 миллиметра (средняя его толщина у фертильных самок орангутанов — от 4 до 9,2 миллиметров), а в яичниках не было активных фолликулов. Также у Джины были нарушены функции почек и сердца. Когда Джина умерла, исследователи изучили ее репродуктивные органы: в яичниках наблюдались белые тела, плотная строма, но никаких примордиальных фолликулов.