Стихийные бедствия назвали угрозой существования 2001 редкого вида животных

Их способность переживать удары стихии снизилась по вине человека

Зоологи выяснили, что 3722 вида наземных позвоночных, численность которых не превышает 1100 взрослых особей, а ареал составляет менее 2500 квадратных километров, обитают в регионах, где за минувшие 50 лет произошло по крайней мере одно сильное стихийное бедствие: ураган, землетрясение, цунами или извержение вулкана. При этом более четверти ареала 2001 вида животных подвержены повышенному риску природных катаклизмов. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, животные, населяющие места, где часто происходят стихийные бедствия, обычно неплохо приспособлены к выживанию в таких условиях. Однако по вине человека популяции и ареалы многих из них уменьшились настолько, что они рискуют полностью вымереть после очередного удара стихии.

Численность и ареал многих видов животных резко сократились по вине человека. Это сделало их более уязвимыми к другим угрозам, например, стихийным бедствиям. Если в прошлом такие виды, как правило, относительно легко восстанавливались после природных катастроф, то теперь их популяции настолько малы и обитают на столь ограниченной территории, что могут полностью исчезнуть из-за одного мощного циклона или извержения вулкана. В качестве примера можно привести императорских амазонов (Amazona imperialis) с острова Доминика в Карибском море. Вырубка лесов и охота подорвали популяцию эти крупных попугаев: по оценкам орнитологов, несколько лет назад их дикая популяция состояла всего из 250 особей. И когда в 2017 году на Доминику обрушился ураган «Мария», 239 из них погибли, что поставило вид на грань вымирания.

Команда зоологов под руководством Фернанду Гонсалвеса (Fernando Gonçalves) из Университета штата Сан-Паулу решила выяснить, существованию скольких видов наземных позвоночных угрожают разнообразные стихийные бедствия. Основываясь на данных Международного союза охраны природы, исследователи выбрали все виды млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий с численностью не более 1100 взрослых особей или ареалом до 2500 квадратных километров. В общей сложности авторы насчитали 8813 таких редких видов.

Затем Гонсалвес с коллегами проанализировали данные за последние 50 лет и выявили регионы планеты с наибольшей частотой и интенсивностью четырех типов природных катастроф: землетрясений, ураганов, цунами и извержений вулканов. Сопоставив эти участки с распространением 8813 видов из выборки, исследователи пришли к выводу, что в пределах ареалов 3722 из них в течение последних 50 лет происходило по крайней мере одно крупное стихийное бедствие. А у 2001 вида (834 видов рептилий, 617 видов амфибий, 302 видов птиц и 248 видов млекопитающих) не менее четверти ареала приходится на регионы с повышенной вероятностью стихийных бедствий. Авторы отнесли их к группе с наибольшим риском вымирания из-за природных катаклизмов.

Среди 2001 вида животных, существованию которых особенно угрожают удары стихии, большинство обитает в Центральной и Южной Америке и на островах Карибского моря (34 процента) и в Южной и Юго-Восточной Азии (31 процент). При этом почти 70 процентов видов из составленного авторами списка живут только на островах. Ареалы 30 процентов видов не пересекаются ни с одной охраняемой территорией, что дополнительно повышает вероятность их исчезновения.

По оценке исследователей, виды из группы наибольшего риска чаще всего страдают от ураганов (49 процентов). В основном это касается животных, обитающих на островах Карибского моря, побережье Мексиканского залива и на северо-западе Тихого океана. Землетрясения угрожают 43 процентам видов из списка, цунами — 13 процентам и извержения вулканов — восьми процентам. Три этих типа стихийных бедствий наиболее опасны для видов, которые распространены в районе Тихоокеанского вулканического огненного кольца.

Гонсалвес и его соавторы подчеркивают, что животные, которые обитают в регионах, подверженных влиянию природных катаклизмов, обычно обладают адаптациями, которые позволяют им переживать удары стихий. Однако этого становится недостаточно, когда они сталкиваются с сокращением популяций и ареалов из-за последствий человеческой деятельности. Кроме того, ураганы и некоторые другие стихийные бедствия теперь происходят слишком часто из-за антропогенных изменений климата. Чтобы защитить наиболее уязвимые виды от природных катастроф, исследователи предлагают восстанавливать связность и качество экосистем, в которые те обитают (в том числе естественных барьеров для стихии, например, коралловых рифов, мангровых лесов и песчаных дюн). Кроме того, во многих случаях эффективны такие меры охраны, как разведения в неволе (с созданием страховочных популяций) и реинтродукция.

От стихийных бедствий страдают не только редкие, но и широко распространенные виды. Например, недавно ученые выяснили, что тропический циклон «Ильза», который обрушился на австралийский остров Бедаут в апреле 2023 года, убил более 30 тысяч гнездившихся здесь морских птиц. Особенно сильно пострадали бурые (Sula leucogaster) и голуболицые олуши (S. dactylatra) и фрегаты-ариели (Fregata ariel). Популяции трех этих видов на острове сократились на 80–90 процентов.

Дикие верветки поели с робота