Тропический циклон «Ильза» убил более 30 тысяч морских птиц на австралийском острове

В основном пострадали олуши и фрегаты

Орнитологи выяснили, что тропический циклон «Ильза», который обрушился на остров Бедаут у побережья Западной Австралии в апреле 2023 года, убил более 30 тысяч гнездившихся здесь морских птиц. Особенно сильно пострадали бурые и голуболицые олуши и фрегаты-ариели. Популяции трех этих видов на острове сократились на 80–90 процентов. В статье для журнала Communications Earth & Environment авторы отмечают, что мощные тропические циклоны раз в несколько лет — нормальное явление для Бедаута. Однако из-за антропогенных изменений климата стихия, вероятно, будет ударять по острову все чаще, из-за чего местным птицам не будет хватать времени на восстановление популяций.

У побережья Западной Австралии располагается остров Бедаут. Несмотря на скромную площадь в 16,7 гектара, он считается важным местом размножения морских птиц. В частности, здесь гнездятся по два процента мировых популяций фрегатов-ариелей (Fregata ariel) и бурых олуш (Sula leucogaster). Кроме того, на острове располагаются колонии голуболицых олуш (S. dactylatra), австралийских чаек (Chroicocephalus novaehollandiae) и крачек разных видов.

Время от времени на Бедаут обрушиваются штормы и тропические циклоны, которые наносят значительный ущерб местной природе. Последний раз это произошло 13 апреля 2023 года. Тогда через остров прошел тропический циклон пятой категории «Ильза», который уничтожил здесь всю травянистую растительность и погубил множество пернатых, которые насиживали яйца и выкармливали птенцов.

Команда орнитологов под руководством Дженнифер Лейверс (Jennifer L. Lavers) из Университета Чарльза Стёрта решила количественно оценить, насколько серьезно морские птицы Бедаута пострадали от «Ильзы». Для этого ученые трижды обследовали остров в течение нескольких месяцев после прохождения циклона. Семнадцатого апреля они сделали серию снимков Бедаута с вертолета, а двадцать четвертого июня и двадцать первого июля высадились на нем и подсчитали живых и погибших пернатых. Эти данные дополнили спутниковыми изображениями острова, которые были сделаны шестого и шестнадцатого апреля 2023 года, то есть незадолго до циклона и вскоре после него.

В апреле Лейверс с коллегами не заметили во внутренней части Бедаута ни одной живой птицы. Лишь на северном берегу отдыхали 85 бурых и шесть голуболицых олуш. Зато во время двух следующих визитов исследователи обнаружили на острове многочисленных погибших пернатых. В июне здесь насчитывалось 0,222 птичьих трупа на квадратный метр, а месяцем позже — 0,107. В основном останки принадлежали бурым и голуболицым олушам. По консервативной оценке авторов, в июне на острове насчитывалось 26235 мертвых представителей первого вида и 6941 — второго, что примерно соответствует размеру местных гнездовых популяций до циклона. Среди погибших пернатых также были фрегаты-ариели, бурые кланяющиеся крачки (Anous stolidus) и хохлатые крачки (Thalasseus bergii). В июле исследователи предприняли дополнительные усилия по поиску выживших птиц на Бедауте. Им удалось обнаружить 2256 бурых и 40 голуболицых олуш и по одному гнезду каждого вида.

Результаты исследования свидетельствуют, что «Ильза» уничтожила на Бедауте значительное количество бурых и почти всех местных голуболицых олуш. В целом, во время стихии погибло 80–90 процентов гнездившихся на острове олуш и фрегатов. Почему взрослые особи не покинули остров с приходом стихии, как это обычно бывает во время штормов и тропических циклонов, а остались на гнездах, пока неясно.

По словам Лейверс и ее соавторов, мощные тропические циклоны являются нормальным явлением в этой части Австралии: только за последние 15 лет через Бедаут проходили по крайней мере три из них. Однако из-за антропогенных изменений климата циклоны усиливаются и приходят все чаще. Учитывая высокую смертность олуш, фрегатов и крачек, зафиксированную на Бедауте после прихода «Ильзы», а также медленные темпы их размножения, существует вероятность, что из-за сокращения промежутков между циклонами в ближайшем будущем местным популяциям морских птиц перестанет хватать времени на восстановление потерь после ударов стихии. Это чревато резким падение численности пернатых на острове и локальным вымиранием отдельных видов. А поскольку морские птицы выступают в роли экосистемных инженеров и обеспечивают поток питательных веществ и энергии между открытым океаном и прибрежной зоной, их исчезновение отрицательно скажется на других живых организмах. Данная проблема актуальна не только для Бедаута, ведь колонии морских птиц во многих регионах подвержены влиянию тропических циклонов.

Тропические циклоны опасны не только для морских птиц, но и для млекопитающих. Согласно недавнему исследованию, чем меньше размер млекопитающего и чем более открытым и низким в рельефе является его местообитание, тем более этот вид будет уязвим к подобным стихийным действиям. Данная закономерность справедлива как для мелких животных, населяющих острова, так и для более крупных обитателей континентов.

У единственной безлегочной лягушки все же нашлись легкие