Доисторические жители Нидерландов занялись животноводством около 4200 года до нашей эры

На это указали находки из памятника Свифтербант

Группа ученых изучила останки животных, обнаруженные на неолитическом памятнике Свифтербант, который находится в Нидерландах. Исследователи пришли к выводу, что уже около 4200 года до нашей эры местные жители начали разводить крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней — примерно на двести лет раньше, чем считалось. Кроме того, анализ стабильных изотопов азота и углерода указал на то, что, по-видимому, эти люди использовали разные подходы к выпасу скота: одни животные в основном питались в лесу, в то время как другие — на полях, удобренных навозом, или на солончаках. Результаты исследования опубликованы в журнале Antiquity.

В VII тысячелетии до нашей эры благодаря выходцам из Малой Азии по Европе начали распространяться новые типы ведения хозяйства — земледелие и животноводство. Попав на Балканы, люди, занимавшиеся производящим хозяйством, достаточно быстро стали продвигаться дальше, в основном используя два главных маршрута. Один из них простирался вдоль Средиземного моря, по которому расселились носители культуры импрессо (кардиальной / кардиумной керамики), достигшие примерно к середине VI тысячелетия до нашей эры Пиренейского полуострова. Вторым маршрутом, пролегавшим по Дунайскому коридору, воспользовались люди, оставившие после себя культуру линейно-ленточной керамики (возникла около 5500 года до нашей эры), памятники которой известны на огромной территории от современной Франции на западе до Украины на востоке.

Однако в регионах, располагавшихся к северу от ареала распространения культуры линейно-ленточной керамики, переход к комплексному производящему хозяйству произошел позже. Так, на Британских островах, в северной части современной Германии и на юге Скандинавии (включая Данию) земледелие и животноводство появились примерно после 4000 года до нашей эры. Много времени переход к сельскому хозяйству занял и на нидерландских водно-болотных угодьях, которые находились не менее чем в 200 километрах к северу от границы зоны распространения культуры линейно-ленточной керамики. Проживавшие здесь охотники-собиратели около 5000 года до нашей эры начали изготавливать керамическую посуду, а приблизительно с 4300–4000 стали возделывать зерновые культуры. Однако из этого региона до сих пор не было четких свидетельств, что местные жители занимались животноводством ранее 4000 года до нашей эры.

Натали Брюсгард (Nathalie Brusgaard) из Лейденского университета совместно с коллегами из Гронингенского университета исследовала останки животных, обнаруженные на памятнике Свифтербант (провинция Флеволанд), первые раскопки на котором происходили еще в 1970-е годы. Еще много лет назад ученые показали, что около 4240–4160 годов до нашей эры местные жители, оставившие после себя свифтербантскую культуру, умели выращивать зерновые культуры. Причем тогда ученые нашли не только остатки растений, но и одни из древнейших в Европе следов обработки почвы.

В новой работе исследователи сосредоточили свое внимание на находках, относящихся к 4220–4050 годам до нашей эры. По данным ученых, среди определимых останков животных присутствовали: 2295 костей и зубов свиней (диких или домашних), 326 останков быков и коров (также диких или домашних). Кроме того, они выявили останки выдр, бобров, благородных оленей, рыб, а также несколько костей овец или коз, который точно представляли собой домашних животных, поскольку дикие формы этих животных не обитают в исследованном регионе.

Проанализировав кости быков и коров, палеозоологи отметили, что практически все останки принадлежали особям, которые были меньше по размеру, чем первобытные туры или домашние крупные рогатые животные носителей культуры линейно-ленточной керамики. Единственным исключением оказалась одна кость, которая, судя по размеру, вероятно, принадлежала первобытному туру. Исследователи отметили, что изученные останки из памятника Свифтербант в основном принадлежали особям от двух—трех до восьми лет, причем на поселении присутствовали кости всех отделов скелета — свидетельство того, что животных забивали неподалеку от места обнаружения костей. Кроме того, анализ изотопного состава азота и углерода указал на одну интересную особенность. Часть изученных коров и быков в основном получали пищу в лесах, в то время как другая — на солончаках или полях/лугах, удобренных навозом, что говорит о разных подходах к выпасу животных.

По словам ученых, обнаруженные на поселении останки свиней также могли принадлежать одомашненным животным, хотя очень крупные особи вполне могли быть дикими кабанами. Кроме того, они не исключили, что размеры местных свиней, возможно, говорят о гибридизации между дикой и одомашненной формой этих животных — подобные свидетельства известны из других регионов Европы.

Исследователи заключили, что, скорее всего, около 4200 года до нашей эры жители поселения Свифтербант уже занимались животноводством. Они считают менее вероятным, что эти люди выменивали живой скот или мясо у своих соседей, занимавшихся производящим хозяйством, или же заполучали этих животных в результате набегов или охоты на одичавшие особей.

Недавно мы рассказывали, что еще в начале эпохи неолита люди держали скот не только ради мяса, но и для того, чтобы получать от него молоко или использовать его тягловую силу. Так, в Греции археологи нашли остатки древнейших в Европе молотильных досок, которыми пользовались еще в VII тысячелетии до нашей эры, а в Турции обнаружили керамику середины того же тысячелетия, в которой сохранились остатки молока или молочных продуктов.

В тиморской пещере нашли 14 «цветных мелков» эпохи верхнего палеолита