Палеогенетики прочитали ДНК 71 жертвы массовой расправы семитысячелетней давности

Они были носителями культуры линейно-ленточной керамики

Палеогенетики прочитали ДНК 268 древних людей, проживавших в Европе в эпоху неолита. Они обнаружили, что у носителей культуры линейно-ленточной керамики с востока современной Венгрии в среднем было почти в три раза больше предков из числа западноевропейских охотников-собирателей эпохи мезолита, нежели у популяций этой же культуры, проживавших в более западных регионах. Ученые также отсеквенировали ДНК 71 жертвы массовой расправы семитысячелетней давности, останки которых нашли в австрийском Шлеце. Исследование показало, что среди убитых практически не было близких родственников, чем этот памятник заметно отличается от других изученных памятников культуры линейно-ленточной керамики. Препринт работы выложен на bioRxiv.org.

Примерно девять тысяч лет назад выходцы из Малой Азии принесли на Балканы новые формы ведения хозяйства — земледелие и животноводство. Эти люди достаточно быстро начали расселяться и по другим регионам Европы, продвигаясь главным образом по двум маршрутам. Один из них шел вдоль Средиземного моря, расселение по которому связано с носителями культуры импрессо (кардиальной/кардиумной керамики).

Другой путь шел по Дунайскому коридору. Переселившиеся в Центральную Европу люди ассимилировали и/или вытеснили местных охотников-собирателей и оставили после себя культуру линейно-ленточной керамики, названную так из-за характерных орнаментов — врезных линий, сгруппированных в ленты. Памятники этой культуры, существовавшей примерно в 5500—5000/4900 годах до нашей эры, встречаются на обширной территории от современной Франции на западе до Украины на востоке. Носители культуры линейно-ленточной керамики в основном занимались пойменным мотыжным земледелием и придомным животноводством.

Группа ученых из 14 стран мира во главе с известным генетиком Дэвидом Райхом (David Reich) из Гарвардского университета представила масштабное исследование древней ДНК неолитических жителей Европы. Широкогеномный анализ (по 1240 тысячам информативных SNP) позволил ученым генотипировать 268 людей. Останки 178 из них были найдены на трех памятниках культуры линейно-ленточной керамики: поселение Польгар-Ференци-хат (Венгрия, около 5500–5100 годов до нашей эры), где людей хоронили рядом с домами; грунтовый могильник Нитра (Словакия, около 5200–5000 годов до нашей эры); поселение и места массовой расправы Шлец (Австрия, около 5000 года до нашей эры). Останки еще 42 человек происходят из 18 других памятников культуры линейно-ленточной керамики, а 28 человек — из более древних памятников культур Старчево и Кёрёш.

Для исследования ученые также привлекли ранее опубликованные геномы 172 представителей культур линейно-ленточной керамики, Старчево и Кёрёш. Проведенные анализы показали, что люди из поселения Польгар-Ференци-хат генетически отличались от индивидов из памятников Нитра и Шлец. Так, среди предков первых оказалось в среднем 11,5 ± 0,4 процента западноевропейских охотников-собирателей эпохи мезолита. У второй группы этот вклад составлял всего лишь около 4 ± 0,4 процента. Причем полученные результаты указывают на то, что в генофонд будущих представителей линейно-ленточной керамики сделали равный вклад как аборигенные мужчины, так и женщины.

С помощью программы DATES исследователи рассчитали время, когда произошло смешение ранних европейских земледельцев и коренных охотников-собирателей, потомками которых в конечном счете стали носители культуры линейно-ленточной керамики. По данным ученых, это случилось примерно за 400 лет до времени жизни большинства исследованных людей. Однако, как уже отмечалось и раньше, в геномах некоторых представителей культуры линейно-ленточной керамики присутствует избыточный вклад от охотников-собирателей, что свидетельствует о недавнем смешении. Так, у четырех человек из памятника Польгар-Ференци-хат на гены охотников-собирателей приходится от 20 до 36 процентов.

Анализ Y-хромосомного разнообразия показал, что в популяциях культуры линейно-ленточной керамики из современной Словакии, Германии и Венгрии преобладала гаплогруппа G, из Австрии — гаплогруппа C. При этом 61 процент мужчин из памятника Польгар-Ференци-хат (хотя он также находится в Венгрии, он относится к отдельному варианту культуры линейно-ленточной керамики) оказались носителями Y-хромосомной гаплогруппы I, которую они получили от европейских охотников-собирателей эпохи мезолита.

В то же время в изученных популяциях не было митохондриальных линий, которые бы очень сильно доминировали над другими. Эти данные вместе с результатами анализа родственных связей между людьми из памятников Нитра и Польгар-Ференци-хат, где генетики нашли в общей сложности 13 семей, позволили сделать вывод, что для культуры линейно-ленточной керамики была характерна патрилокальность, то есть проживание жены в общности мужа. Кроме того, данные из двух памятников указывают на то, что родственников чаще хоронили рядом друг с другом, нежели случайных людей.

Отдельное внимание ученые уделили исследованию генотипов людей из памятника Шлец. В общей сложности для анализа ДНК они отобрали останки 122 человек, 103 из которых происходят из места захоронения жертв массового убийства, еще 19 — из поселения. Достаточное количество генетического материала сохранилось в 85 образцах. Среди 71 человека из места массового захоронения оказались 51 мужчина и 20 женщин.

Палеогенетики указали на то, что среди жертв массового убийства нашлись лишь шесть родственников первой, второй или третьей степени. Причем родственниками первой или второй степени оказались лишь взрослый мужчина и юноша. Возможно, еще два близких родственника жертв расправы были похоронены на поселении. По данным исследователей, это заметно контрастирует с другими изученными памятниками. Так, на поселении Польгар-Ференци-хат они нашли четыре семьи, одна из которых состоит из 13 человек, а в могильнике Нитра удалось идентифицировать девять семей, причем одна из них включала представителей четырех поколений.

Более того, выборка из Шлеца заметно отличалась и по другим параметрам. Так, у похороненных здесь людей гораздо менее протяженные общие по происхождению блоки сцепления (IBD), нежели у индивидов из памятников Нитра и Польгар-Ференци-хат. В геномах последних также присутствуют более длинные регионы гомозиготности (ROH).

Ранее на N + 1 рассказывали о другом месте массового захоронения эпохи неолита. Так, в Словакии археологи обнаружили останки как минимум 35 человек, живших около 5250–4950 годов до нашей эры. Причем среди множества костей исследователи нашли всего лишь один череп.

Генетики прочитали ДНК погребенных в общей могиле носителей традиции колоколовидных кубков