Из роговых артефактов эпохи верхнего палеолита выделили ДНК оленей

Причем не всегда для этого пришлось перетирать их костяной порошок

Группа ученых решила оценить потенциал изделий из рога в качестве источника древней ДНК. Для этого исследователи проанализировали 50 костяных и роговых артефактов, найденных на европейских, кавказских и ближневосточных памятниках, которые относятся к эпохам верхнего палеолита — неолита (около 34–8 тысяч лет назад). Примерно в каждом третьем случае палеогенетики по митохондриальным геномам определили, из остатков каких видов семейства оленевых древние охотники-собиратели сделали эти предметы. Причем пригодные для анализа фрагменты ДНК ученые выделили как из костного порошка, так и с помощью метода, который минимально разрушает артефакты. Исследование опубликовано в журнале Heliyon.

В эпоху верхнего палеолита кроманьонцы, расселившиеся по всей Евразии, активно использовали различные источники сырья для изготовления орудий, личных украшений, предметов искусства и прочих вещей, чем они заметно отличались от своих предшественников. Так, на археологических памятниках этого времени, помимо каменных артефактов, встречается большое количество изделий из кости, рога, бивня или зубов животных. В частности, еще как минимум с ранней поры верхнего палеолита евразийские охотники-собиратели нередко изготавливали наконечники для оружия из рогов представителей семейства оленевых (Cervidae). Но это не означает, что из этого сырья не делали и другие типы артефактов: хозяйственно-бытовые орудия (например, долотовидные изделия или шилья), личные украшения или предметы мобильного искусства.

В новой работе Хосе-Мигель Техеро (José-Miguel Tejero) из Барселонского университета совместно с коллегами из Австрии, Грузии, Израиля, Испании, Франции и Чехии отметил, что по находкам из археологических памятников эпохи верхнего палеолита, расположенных от Западной Европы до Восточной Азии, известны как минимум шесть видов оленей, рога которых использовались для изготовления артефактов. Среди них: благородный (Cervus elaphus), северный (Rangiefer taradanus) и большерогий (Megaloceros giganteus) олени, иранская лань (Dama mesopotamica), лось (Alces alces) и аксис (Axis shansius). Однако часто отличить друг от друга изделия из рога этих животных непросто.

По данным ученых, до сих пор роговые артефакты из археологических памятников эпохи плейстоцена (то есть возрастом более 11,8 тысячи лет) не исследовались с помощью методов палеогенетики. Поэтому они решили для начала оценить, насколько хорошо древняя ДНК сохраняется в таких находках. Они отобрали 50 артефактов из кости и рога представителей семейства оленевых из различных памятников возрастом примерно от 34 до 8 тысяч лет (от эпохи верхнего палеолита до неолита), раскопанных в Юго-Западной (Франция и Испания) и Центральной (Австрия, Чехия) Европе, на Кавказе (Грузия), а также в Юго-Западной Азии (Ливан и Израиль).

В результате проведенных анализов исследователи обнаружили, что примерно в двух третях находок отсутствовала митохондриальная ДНК млекопитающих, за исключением человека. Более того, в семи предметах из оленьего рога они нашли последовательности ДНК свиней, крупных рогатых животных и коз. По всей видимости, это результат того, что для консервации этих предметов, использовались клеи на основе животного коллагена. Вместе с тем примерно треть образцов содержала генетический материал, позволяющий с уверенностью определить, из какого вида оленевых сделаны эти предметы. Ученые подтвердили, что рог представляет собой хороший источник древней ДНК, однако, судя по их выборке, она все же лучше сохраняется в обычной кости.

При этом палеогенетики отметили, что они опробовали не только традиционный способ выделения древней ДНК из костного порошка, но и воспользовались показавшим свою состоятельность методом, который позволяет причинять минимальный вред артефактам. Среди прочего, по словам ученых, в перспективе подобные исследования могут дать ответ не только на вопрос о том, рога каких видов оленевых предпочитали использовать различные группы охотников-собирателей для изготовления тех или иных орудий, но и рассказать, на каких животных они охотились, вооружившись, например, копьями или дротиками с роговыми наконечниками. В пользу этого говорят недавние успехи другого исследовательского коллектива, которому удалось выделить человеческую ДНК из палеолитической подвески из оленьего зуба, которую нашли в Денисовой пещере (подробнее об этом читайте в нашем материале «Подвеска евразийки» и его продолжении «Прицепились к подвеске»).

На днях ученые продемонстрировали, что с помощью палеопротеомного анализа можно узнать, в кого метали стрелы с каменными наконечниками древние жители Ближнего Востока примерно девять-восемь тысяч лет назад. Проанализировав поверхность восьми предметов, они обнаружили на четырех артефактах фрагменты древних человеческих белков, которые говорят о том, что это оружие, среди прочего, использовалось в межличностных или межгрупповых конфликтах.

Стимуляция вентральных областей соматосенсорной коры привела к отсроченной остановке речи