Археологи обнаружили древнейшую стоянку людей на Иранском нагорье

Среди находок из этого памятника оказался человеческий зуб

Группа ученых выявила древнейшую стоянку архаичных людей на Иранском нагорье. В пещере Калех-Курд археологи обнаружили культурные слои с остатками животных и каменными артефактами возрастом до 450 тысяч лет. Среди прочего, исследователи нашли на этом памятнике молочный зуб ребенка, жившего между 220 и 154 тысячами лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Paleolithic Archaeology.

Иранское нагорье вместе с окружающими горными системами Загрос и Эльбрус, вероятно, играло важную роль в расселении архаичных людей, поскольку оно находится между Левантом и Кавказом на западе и Центральной и Восточной Азией на востоке, где известны многочисленные археологические памятники раннего и среднего плейстоцена. Несмотря на это, исследователи до сих пор не выявляли на территории этого крупного региона столь древних стоянок, возраст которых был бы установлен с достаточно хорошей надежностью: в одних случаях потенциально очень древние артефакты находили в ходе поверхностных сборов, в других — возраст памятников пока определен на основе не очень надежных данных. По этим причинам древнейшим археологическим памятником, датировка которого не вызывает особых сомнений, считалась расположенная в Южном Загросе пещера Гар-э-Буф, которую люди впервые посетили около 80 тысяч лет назад.

Однако Хамед Вахдати Насаб (Hamed Vahdati Nasab) из Университета Тарбиат Модарес совместно с коллегами из Австралии, Австрии, Великобритании, Ирана и Франции сообщил о результатах раскопок и исследования материалов из пещеры Калех-Курд, которая находится в провинции (остане) Казвин — на северо-западной окраине Иранского плато. Еще в 2011 году в ходе поверхностных сборов археологи обнаружили в этой пещере каменные артефакты, которые типологически относились к эпохе среднего палеолита и указывали на потенциал этого объекта для исследований. Вернувшись на этот памятник, ученые не только перебрали отвал, который образовался из-за того, что в недавнем прошлом кто-то копал ямы в этой пещере, но и заложили стратиграфические траншеи.

Исследователи определили, что верхние слои отложений на этом памятнике сформировались примерно за последние две тысячи лет. На это указывали не только находки, но и две радиоуглеродные даты. Однако под ними находилась большая толща отложений эпохи плейстоцена. Отобрав пять образцов органических материалов из этих слоев для радиоуглеродного анализа, ученые обнаружили, что их возраст слишком большой для этого метода (старше 43,5 тысячи лет). Найденные здесь же лошадиные зубы не содержали достаточного количества коллагена для датирования. Чтобы определить возраст памятника, ученые обратились к комбинированному методу урановых серий и электронного парамагнитного резонанса. Он показал, что находкам из самых молодых слоев эпохи плейстоцена от 165 ± 11 до 205 ± 15 тысяч лет, а из самых древних раскопанных слоев — от 210 ± 15 до 452 ± 32 тысяч лет.

Ученые отметили, что, по-видимому, на протяжении примерно 300 тысяч лет архаичные люди посещали эту пещеру, в результате чего в ней скопилось большое количество каменных артефактов, зубов и костей различных животных, на многих из которых видны следы разделки и добычи костного мозга. Так, только in situ в плейстоценовых слоях археологи обнаружили больше 5800 находок, треть из которых представляли собой каменные орудия и отходы от их производства, а примерно две трети — фаунистические остатки, среди которых чаще всего встречались кости и зубы лошадей. Кроме того, в них же нашли десять костяных ретушеров (еще 29 — в отвале), а также один человеческий зуб.

Обнаруженный зуб нашли в культурном слое, сформировавшемся между 165 ± 11 и 205 ± 15 тысячами лет назад, что сделало его древнейшими человеческими останками, когда-либо найденными на Иранском нагорье. Палеоантропологи определили, что он представляет собой верхний первый молочный моляр, который выпал у ребенка в возрасте примерно 11 лет (это приблизительная оценка, основанная на данных о современных людях). Из-за сильной изношенности и двух полостей, образовавшихся, по-видимому, из-за кариеса, эта находка оказалась малоинформативной, поэтому ученые даже не стали предполагать, к какому виду принадлежал этот человек.

Археологи также проанализировали каменные артефакты из этого памятника. В этой коллекции, в частности, присутствовали типичные для среднего палеолита орудия: скребла, отретушированные инструменты с двумя сходящимися краями (в том числе острия и скребла), изготовленные на отщепах. По словам ученых, в целом изученные каменные артефакты из пещеры из пещеры Калех-Курд демонстрируют определенное сходство с индустриями раннего среднего палеолита из памятников, расположенных в Леванте и на Кавказе, а также с более поздними находками среднего палеолита из памятников Загроса.

Эпоха среднего палеолита — это время, когда в Европе, на Ближнем Востоке и даже в Сибири можно было встретить неандертальцев. Эти архаичные люди не только снимали шкуры с гиен, охотились на пещерных львов с помощью деревянных копий, но и, по-видимому, добывали огромных прямобивневых слонов.

Младенцы из древнего погребения под вишапом в Армении оказались родственниками