Как обычных сигарет, так и электронных
Вторичный анализ лонгитюдного исследования здоровья домохозяйств Великобритании показал, что использование социальных сетей статистически связано с повышенным риском начала курения сигарет и использования электронных сигарет. Как сообщается в журнале Thorax, риск начала курения зависел от времени, проводимого в социальных сетях: чем чаще в течение дня подростки использовали соцсети, тем с большей вероятностью они начинали курить.
Чтобы разрабатывать эффективные стратегии профилактики табакокурения, врачам необходимо понимать поведенческие механизмы, которые управляют потреблением сигарет и электронных сигарет. Недавно социальные сети стали новым объектом изучения наркологов, поскольку они могут стимулировать курение как за счет прямой целевой рекламы, так и за счет использования табачной промышленностью лидеров мнений среди молодежи. Несколько американских исследований показали, что существует некоторая взаимосвязь между использованием социальных сетей среди молодежи и распространенности среди нее курения.
Поскольку любое предложение по регулированию социальных сетей должно быть обосновано и основано на фактических данных, группа ученых под руководством Энтони Лаверти (Anthony Laverty) из Имперского колледжа Лондона изучила долгосрочную взаимосвязь использования социальных сетей с курением и использованием электронных сигарет среди детей и молодежи в Великобритании. В исследуемую выборку попало 10808 человек в возрасте от 10 до 25 лет, которые проходили лонгитюдное исследования здоровья домохозяйств. В целом, 8,6 процента участников выборки сообщили о текущем курении сигарет, 2,5 процента — о текущем употреблении электронных сигарет, а 1,1 процента участников были пользователями и того, и другого.
Курение сигарет, употребление электронных сигарет и их двойное использование были более распространены среди участников, сообщивших о более активном использовании социальных сетей (все показатели p < 0,001). Те, кто пользовался социальными сетями менее одного часа в день, с большей вероятностью были курильщиками сигарет в настоящее время, чем те, кто не пользовался социальными сетями (скорректированное отношение шансов 1,92). Те, кто пользовался социальными сетями более семи часов в день, с большей вероятностью были курильщиками сигарет в настоящее время, чем те, кто не пользовался социальными сетями (относительный риск 3,60).
Употребление электронных сигарет было более распространенным среди тех, кто пользовался социальными сетями один–три часа в день, по сравнению с теми, кто не пользовался ими (относительный риск 1,92). Вероятность употребления электронных сигарет была значительно выше среди участников, пользующихся социальными сетями более семи часов в день, чем среди тех, кто не пользуется социальными сетями (относительный риск 2,73). Кроме того, те, кто пользовался социальными сетями один–три часа в день, с большей вероятностью использовали обычные и электронные сигареты одновременно по сравнению с теми, кто не пользовался ими (относительный риск 3,28). Примечательно, что модели использования электронных сигарет были статистически значимыми только среди лиц моложе 18 лет.
Хотя ученые признают, что результаты исследования отражают лишь некоторые ассоциации между частотой использования социальных сетей и распространенностью курения без объяснения причинно-следственной связи, выводы исследования они называют настораживающими. Дальнейшие исследования будут направлены на установление каузальной связи между этими категориями.
Ранее мы рассказывали, что минздрав Великобритании признал электронные сигареты более здоровой альтернативой курению обычных сигарет.
Исследование проводили в датском «доме с привидениями»
Марк Андерсен (Marc Andersen) с коллегами по Орхусскому университету провели проспективное когортное полевое исследование и пришли к выводу, что добровольный страх с целью развлечения связан с последующим снижением уровней биомаркеров воспаления. Для участия в работе пригласили 113 посетителей аттракциона «дом с приведениями» (средний возраст 29,7 года; 61,1 процента — женщины) в датском городе Вайле. Уровень страха оценивали с помощью мониторинга частоты сердечных сокращений (ЧСС) и субъективно по шкале Ликерта. Низкоуровневое воспаление (концентрацию высокочувствительного С-реактивного белка выше трех миллиграмм на литр) и лейкоцитарную формулу определяли в образцах крови непосредственно перед посещением и после него, а также спустя три дня. Результаты опубликованы в журнале Brain, Behavior, and Immunity.