Слоны поприветствовали друг друга жестами и голосом

Они чаще производили визуальные жесты, когда сородичи смотрели на них, и тактильные — когда пытались привлечь внимание

Ученые из Австрии, Великобритании и Зимбабве изучили приветственное поведение африканских слонов и обнаружили, что это поведение включает в себя совокупность вокализаций, движений и жестов, многие из которых направлены на получателя и зависят от того, смотрит он или нет. В частности, слоны чаще использовали тихие визуальные жесты, когда внимание адресата было направлено на них, а тактильные — когда внимание нужно было привлечь. Работа опубликована в Communications Biology.

Нечеловеческие животные не говорят, однако могут общаться друг с другом с помощью вокализаций, визуальных сигналов и жестов. А чтобы адресат точно понял, что ему хотят передать, животные могут одновременно использовать несколько сигналов разных модальностей — например, визуальные и звуковые. Так, самцы певчих птиц объединяют танец и песню во время ритуала ухаживания. А шимпанзе, как и люди, комбинируют жесты и мимику во избежание неопределенности.

Слоны, живущие в больших группах, время от времени расходятся и воссоединяются друг с другом, и во время таких воссоединений устраивают сложные ритуалы приветствия, включающие вокализацию и различные движения. Однако до сих пор не было ясно, можно ли назвать эти сигналы жестами, и сочетают ли слоны сигналы разных модальностей намерено.

Чтобы разобраться в этом, Анджела Стогер (Angela Stoeger) и ее коллеги из Венского и Портсмутского университетов, Университета Сент-Эндрюса и заповедника Джафута в Зимбабве провели эксперимент с африканскими слонами (Loxodonta africana), живущими в заповеднике в условиях полуневоли. Пары слонов, которые были в близких отношениях друг с другом, разводили в разные стороны на расстояние около 200 метров, а затем позволяли снова сойтись. Поведение животных во время встречи записывали на видео, чтобы затем проанализировать. Поскольку слонов в заповеднике нередко разлучают друг с другом на короткие периоды (для обучения, взаимодействия с людьми или медицинских вмешательств), проблем с проведением эксперимента не возникло.

Всего за время эксперимента слоны поприветствовали друг друга 89 раз — и ученые выделили 1282 сигнала, которые могли быть связаны с приветствием: 1014 движений и 268 вокализаций. Когда слоны встречались, они приветствовали друг друга гулом, ревом и трубными звуками, хлопали ушами, вытягивали хобот и ощупывали им сородича и махали хвостом. Также во время встреч слоны часто мочились, испражнялись и выделяли секрет височных желез. Действия животных зависели от того, смотрит сородич на них или нет. Чаще всего слоны ориентировались на внимание партнера во время демонстрации визуальных жестов — 86 процентов из них слоны использовали тогда, когда адресат смотрел на них. Тактильные жесты животные, напротив, нередко использовали в те моменты, когда партнер не обращал на них внимания. Как только взгляд адресата был пойман, количество тактильных жестов уменьшалось. Также было и с вокализациями: слоны издавали немного больше звуков, когда партнер не смотрел на них.

Нередко слоны использовали несколько жестов разных модальностей одновременно. В 20 процентах таких случаев они сочетали хлопанье (взмахи) ушами и вокализацию, названную «грохотом». Причем чаще первым был грохот, а взмахи ушами следовали за ним. Самки, которые встречались с другими самками, использовали такую комбинацию чаще самцов, приветствующих других самцов.

Авторы заключили, что слоны модулируют жестикуляцию в зависимости от состояния внимания адресата — также, как и приматы. Кроме того, они, по всей видимости, пытаются привлечь внимание сородича, когда тот не смотрит — касаются его хоботом и издают различные звуки. Движения хвоста, которые не зависели от внимания адресата, исследователи не стали относить к жестам: по их мнению, такие движения могут быть ненаправленными сигналами или признаком эмоционального возбуждения. Однако в тех случаях, когда движения хвоста сочетаются с мочеиспусканием или дефекацией, их можно отнести к обонятельной жестикуляции.

Ранее приматологи изучили жестовую коммуникацию коат Жоффруа — и насчитали у них 43 жеста.

Стихийные бедствия назвали угрозой существования 2001 редкого вида животных