Артефакты датируются серединой II тысячелетия до нашей эры
Американские ученые проанализировали изотопный и микроэлементный состав 15 медных слитков, обнаруженных на Крите во время раскопок памятников минойского периода, включая 12 слитков в форме бычьей шкуры из дворца Агия-Триада. Исследование показало, что, скорее всего, они отлиты из меди, которую в середине II тысячелетия добыли на Южном Урале. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.
Между XVI и XI веками до нашей эры по всему Средиземноморью и даже за его пределами в торговле металлом широко использовались слитки, изготовленные в форме бычьей шкуры. Приблизительно с 1400 года до нашей эры подобные слитки отливались исключительно из меди, добытой на Кипре (это справедливо, по крайней мере, для известных и проанализированных артефактов). Однако для более ранних артефактов использовалось и сырье, добытое за пределами этого острова, причем далеко не всегда его источник получалось установить.
Так, ряд слитков в форме бычьей шкуры археологи обнаружили на Крите, когда исследовали памятники минойского периода, разрушенные во время катастрофического извержения вулкана Санторин, которое произошло или около 1560 года до нашей эры, или около 1450–1430 годов до нашей эры (вокруг даты извержения ведется много споров, но в последних работах приводились аргументы в пользу более ранней даты). К этому времени относятся 11 фрагментов слитков из поселения Мохлос и еще 20 целых слитков, найденных во дворцах Агия-Триада (n = 12) и Като-Закро (n = 6), а также на памятниках Тилисс (n = 1) и Като-Сими (n = 1). Исследования показали, что все находки из Мохлоса, а также два артефакта из Като-Закро и один из Като-Сими были отлиты из меди, добытой на Кипре. Определить место, где добыли руду для остальных слитков, ранее не получалось.
В ходе прошлых исследований выдвигались предположения, что медная руда могла происходить из месторождений, расположенных на территориях современных Афганистана, Ирана, России или Турции. Теперь Уйэн Пауэлл (Wayne Powell) из Бруклинского университета совместно с коллегами из США решил проверить эту гипотезу, для чего воспользовался обновленной за последние годы базой данных об изотопном составе свинца в меди из разных месторождений Евразии.
Судя по изотопам свинца, слитки в форме бычьей шкуры, найденные на Кипре, были отлиты из меди, происходившей с Южного Урала, где добыча руды началась еще в конце IV тысячелетия до нашей эры. В частности, в позднем бронзовом веке, к которому относятся находки с Крита, здесь разрабатывали месторождения сообщества срубной и алакульской археологических культур, причем они осваивали рудные ресурсы во всех трех основных горно-металлургических центрах: Приуральском, Уральско-Мугоджарском и Зауральском. Изотопный состав свинца и микроэлементный состав позволили определить, что, вероятно, медь для девяти слитков из дворца Агия-Триада выплавили из вулканогенных массивных сульфидов, добытых или на рудниках Зауральского горно-металлургического центра, или Уральско-Мугоджарского. Металл оставшихся артефактов не был обогащен элементами, позволяющими связать происхождение руды с какими-то конкретными типами южноуральских месторождений.
Ученые также остановились на происхождении формы медных слитков. По мнению исследователей, вероятно, она возникла из-за того, что слитки перевозили на большие расстояния на вьючных животных. Во время остановок на отдых или ночлег люди были вынуждены развьючивать животных, а затем снова закреплять поклажу на их спинах. Форма бычьей шкуры же, по словам исследователей, возможно, облегчала этот процесс.
Ранее мы рассказывали о людях, которые жили на Южном Урале в позднем бронзовом веке. Так, палеогенетики прочитали ДНК 32 индивидов, похороненных под одним и тем же курганом на территории современной Челябинской области. Геномный анализ позволил установить многочисленные родственные связи между этими людьми, а также построить генеалогическое древо из трех поколений.
Он жил в эпоху бронзы
Алессандро Канчи (Alessandro Canci) из Университета Удине совместно с коллегами исследовал скелет, который нашли в Италии в некрополе среднего бронзового века Ольмо-ди-Ногаро. Останки принадлежали взрослому мужчине, который умер в возрасте примерно 40–50 лет. Ученые обнаружили, что всю жизнь этот человек страдал от варусной деформации плечевых костей, которая, по их мнению, стала результатом родовой травмы. Несмотря на это, наряду со многими другими мужчинами из этого погребального комплекса он занимался военным делом, но нажил себе к концу жизни тяжелый остеоартроз, который ограничивал функциональность его руки. Об этом сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Paleopathology.