Археологи описали средневековую новгородскую булавку с головкой в виде павлина

Ее нашли в 2020 году

Российские археологи описали обломанную булавку с головкой в виде павлина, которую они обнаружили в 2020 году в Великом Новгороде. Редкий артефакт, изготовленный из олова, добытого на Британских островах, датируется второй половиной XII — рубежом XII–XIII веков. Статья, посвященная этой находке, появилась в журнале Археологические вести.

Больше 90 лет ведет свою работу Новгородская археологическая экспедиция, которая исследует районы древнего и средневекового города. Богатые на находки культурные слои Новгорода привели ко множеству открытий, самое важное из которых, безусловно, произошло в 1951 году, когда здесь обнаружили первую берестяную грамоту (подробнее об этом читайте в материале «История истории: Поклоно ѿ Онѳима»). К концу прошлого года количество грамот из Великого Новгорода достигло уже 1172 штук.

Однако новгородская земля богата не только берестяными документами. В общей сложности здесь обнаружили уже больше 150 тысяч предметов материальной культуры. Среди них, например, древнейшая на Руси книга — «Новгородская псалтырь» («Новгородский кодекс»), которую нашли в 2000 году. Благодаря продолжающимся раскопкам коллекция находок продолжает пополняться. Например, за последние годы в Новгороде обнаружили игрушечный меч с рунами, золотую печать, сребреник князя Владимира и, например, место, где располагался Немецкий двор.

Наталья Ениосова (Nataliya Eniosova) совместно с коллегами из МГУ описала еще один интересный артефакт, обнаруженный в Великом Новгороде. В 2020 году археологи, работавшие на Троицком раскопе, исследовали остатки богатых средневековых усадеб, в одной из которых они нашли фрагмент необычной металлической булавки с головкой, изготовленной в виде рельефного павлина — райской птицы, которая обладает символическим значением в христианстве. Предварительно ученые датировали этот артефакт второй половиной XII — рубежом XII–XIII веков.

Исследователи отметили, что булавка дошла до наших дней без нескольких деталей, например, у нее был обломан стержень у основания. Однако ранее в Новгороде уже случайно обнаруживали подобную вещь, но вне археологического контекста, поэтому можно полагать, что и у новой находки был горизонтальный стержень. Более того, из этого города известны еще две булавки с головками в виде павлинов, однако они отличаются менее реалистичным изображением птиц. Ученые предположили, что для отливки новгородских булавок использовались разные изложницы, которые, возможно, изготовил один и тот же мастер, а различия в стиле оформления птиц могут говорить о том, что над ними работали разные местные ювелиры.

Химический анализ показали, что недавно найденная булавка была изготовлена из почти чистого олова с небольшой примесью свинца. По данным исследователей, наиболее вероятно, что сырье для ее производства добыли на юго-западе Англии в месторождении Корнуолл. Хотя олово представляло собой не самый дорогой металл, с помощью которого имитировали серебро, булавку с головкой в виде заморской птицы нельзя назвать рядовой вещью. По мнению ученых, такое украшение добавляло престижа костюму женщине, которая, по-видимому, проживала на богатой средневековой усадьбе.

Ранее мы рассказывали о другой редкой вещи, найденной в Великом Новгороде в слоях первой половины — середины X века. Тогда археологи обнаружили бронзовый псалий, изготовленный в скандинавском стиле Борре.

Примерно две трети детей алтайских андроновцев не дожили до 15 лет