При тяжелых психических расстройствах
Шотландские ученые провели популяционное исследование и пришли к выводу, что электросудорожная терапия эффективна и достаточно безопасна при различных психических заболеваниях. Доклад о работе представлен на 32-м Европейском психиатрическом конгрессе EPA 2024 в Будапеште.
Электросудорожная терапия (ЭСТ) — метод лечения тяжелых психических расстройств, при котором через голову пациента в состоянии общей анестезии пропускают короткие электрические импульсы, что вызывает кратковременные (менее двух минут) судороги. Его используют при тяжелой и/или психотической депрессии, послеродовых психозах, маниях и других тяжелых состояниях в случае, если лекарства и психотерапия оказались неэффективны. ЭСТ дает быстрый и выраженный эффект, однако зачастую подвергается критике как сомнительный метод лечения с потенциально опасными побочными эффектами.
Чтобы оценить практические результаты применения метода, Джули Ланган Мартин (Julie Langan Martin) из Университета Глазго с коллегами проанализировали данные Шотландской сети аудита ЭСТ (SEAN) за 2009–2019 годы. В итоговый анализ попали 4826 сеансов ЭСТ, проведенных по разнообразным показаниям. В 68,4 процента их проходили женщины, средний возраст пациентов составил 58,52 года. В среднем на каждого пришлось 9,59 сеанса со средней дозой 277,75 милликулона. Учтенные переменные включали возраст, пол, шотландский индекс депривации (SIMD), диагноз по МКБ-10, статус психического здоровья, наличие согласия на вмешательство и баллы по шкале депрессии MADRS. Исходы оценивали по индексу общей тяжести состояния CGI-S до и после лечения и зафиксированным побочным эффектам.
Данные по CGI-S имелись для 2920 сеансов ЭСТ. До лечения средний показатель равнялся 5,03 (95-процентный доверительный интервал 4,99–5,07), что соответствует выраженному заболеванию. Выше всего он был при шизофрении (5,45) и послеродовых психических нарушениях (5,38). После терапии средний показатель CGI-S снизился до 2,07 (95-процентный доверительный интервал 2,03–2,11), то есть пограничного со здоровьем состояния. Наиболее низким он оказался при смешанных аффективных состояниях (1,72) и шизоаффективном расстройстве (2,01).
Из побочных эффектов чаще всего встречались спутанность сознания и когнитивные нарушения (в сумме у трети пациентов). В 12 процентах случаев отмечались мышечные боли; в 7,2 процента — тошнота. У 2,2 пациента развились сердечно-сосудистые осложнения. Побочные эффекты, связанные с общей анестезией, и длительные судороги наблюдались менее чем в одном проценте сеансов.
Полученные результаты свидетельствуют в пользу эффективности и безопасности ЭСТ, назначенной правильно выбранным пациентам с тяжелыми психическими заболеваниями. При этом необходим тщательный мониторинг побочных эффектов, особенно когнитивных, заключила Мартин.
Ранее шведские психиатры провели клинические испытания с участием 186 пациентов и выяснили, что ЭСТ более эффективна, чем кетамин, при лечении тяжелой, устойчивой к терапии классическими антидепрессантами депрессии. Их датские коллеги описали курьезный случай, при котором у пациентки после ЭСТ по поводу послеродовой депрессии временно пропали симптомы дальтонизма.
Но не при ожирении
Кадзухиро Идзава (Kazuhiro Izawa) из Университета Кобэ с коллегами проанализировали национальную базу данных и пришли к выводу, что наименьшему риску инвалидности при выписке после ишемического инсульта подвержены пациенты с избыточной массой тела (но не ожирением) по классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В анализ вошли данные почти 522,5 тысячи пациентов с ишемическим инсультом из базы JROAD-DPC с апреля 2016 по март 2020 года. Их функциональное состояние при поступлении и выписке оценивали по модифицированной шкале Рэнкина (mRS). Результаты опубликованы в журнале Topics in Stroke Rehabilitation.