При тяжелых психических расстройствах
Шотландские ученые провели популяционное исследование и пришли к выводу, что электросудорожная терапия эффективна и достаточно безопасна при различных психических заболеваниях. Доклад о работе представлен на 32-м Европейском психиатрическом конгрессе EPA 2024 в Будапеште.
Электросудорожная терапия (ЭСТ) — метод лечения тяжелых психических расстройств, при котором через голову пациента в состоянии общей анестезии пропускают короткие электрические импульсы, что вызывает кратковременные (менее двух минут) судороги. Его используют при тяжелой и/или психотической депрессии, послеродовых психозах, маниях и других тяжелых состояниях в случае, если лекарства и психотерапия оказались неэффективны. ЭСТ дает быстрый и выраженный эффект, однако зачастую подвергается критике как сомнительный метод лечения с потенциально опасными побочными эффектами.
Чтобы оценить практические результаты применения метода, Джули Ланган Мартин (Julie Langan Martin) из Университета Глазго с коллегами проанализировали данные Шотландской сети аудита ЭСТ (SEAN) за 2009–2019 годы. В итоговый анализ попали 4826 сеансов ЭСТ, проведенных по разнообразным показаниям. В 68,4 процента их проходили женщины, средний возраст пациентов составил 58,52 года. В среднем на каждого пришлось 9,59 сеанса со средней дозой 277,75 милликулона. Учтенные переменные включали возраст, пол, шотландский индекс депривации (SIMD), диагноз по МКБ-10, статус психического здоровья, наличие согласия на вмешательство и баллы по шкале депрессии MADRS. Исходы оценивали по индексу общей тяжести состояния CGI-S до и после лечения и зафиксированным побочным эффектам.
Данные по CGI-S имелись для 2920 сеансов ЭСТ. До лечения средний показатель равнялся 5,03 (95-процентный доверительный интервал 4,99–5,07), что соответствует выраженному заболеванию. Выше всего он был при шизофрении (5,45) и послеродовых психических нарушениях (5,38). После терапии средний показатель CGI-S снизился до 2,07 (95-процентный доверительный интервал 2,03–2,11), то есть пограничного со здоровьем состояния. Наиболее низким он оказался при смешанных аффективных состояниях (1,72) и шизоаффективном расстройстве (2,01).
Из побочных эффектов чаще всего встречались спутанность сознания и когнитивные нарушения (в сумме у трети пациентов). В 12 процентах случаев отмечались мышечные боли; в 7,2 процента — тошнота. У 2,2 пациента развились сердечно-сосудистые осложнения. Побочные эффекты, связанные с общей анестезией, и длительные судороги наблюдались менее чем в одном проценте сеансов.
Полученные результаты свидетельствуют в пользу эффективности и безопасности ЭСТ, назначенной правильно выбранным пациентам с тяжелыми психическими заболеваниями. При этом необходим тщательный мониторинг побочных эффектов, особенно когнитивных, заключила Мартин.
Ранее шведские психиатры провели клинические испытания с участием 186 пациентов и выяснили, что ЭСТ более эффективна, чем кетамин, при лечении тяжелой, устойчивой к терапии классическими антидепрессантами депрессии. Их датские коллеги описали курьезный случай, при котором у пациентки после ЭСТ по поводу послеродовой депрессии временно пропали симптомы дальтонизма.
Через полгода развитие полностью соответствовало норме
Американские врачи сообщили об успешном случае ведения новорожденного пациента с выраженной врожденной внешней протрузией мягких оболочек спинного мозга. Дефект в пояснично-крестцовом отделе нервной трубки выявили при УЗИ на 20 неделе беременности. В ходе консультации родители отказались от внутриутробной операции, так что роды путем кесарева сечения, учитывая отсутствие других осложнений, назначили на 39 неделю гестации. Новорожденный имел хорошие показатели по шкале Апгар (девять баллов) на первой и пятой минуте после родов. При объективном осмотре после родов у него визуально определялось наполненное жидкостью красное образование размером 7,7 × 7,1 × 5,3 сантиметра, протрудирующее наружу из дефекта пояснично-крестцового сегмента. Данные подтвердили с помощью МРТ. Врачи Тарик Паркер (Tariq Parker) и Кристофер Каль (Kristopher Kahle) из Массачусетской больницы общей практики поделились этим случаем в New England Journal of Medicine.