Археолог описал пазырыкский головной убор с бляхой-триквестром

Много лет назад его остатки нашли недалеко от Горно-Алтайска

Археолог описал погребение пазырыкской культуры, раскопанное неподалеку от Горно-Алтайска еще в 1987 году. Среди прочего, рядом с останками женщины, жившей в III веке до нашей эры, лежали остатки головного убора, форму которого удалось проследить. Спереди его украшала большая позолоченная бляха-триквестр с рельефными изображениями грифо-баранов. Публикация об этом появилась в журнале Теория и практика археологических исследований.

В раннем железном веке, примерно в VI–III веках до нашей эры, на Алтае существовала пазырыкская археологическая культура, относящаяся к скифо-сибирскому миру. Она хорошо известна по находкам, сделанным в богатых курганах с ледяными линзами, в которых прекрасно сохранились мумифицированные тела и многочисленные изделия из органических материалов. Среди них, например, мумия так называемой принцессы Укока, парадная колесница и ковер.

На нескольких памятниках пазырыкской культуры археологи обнаружили парадные головные уборы, которые, по-видимому, отражали этническую принадлежность их владельцев. По-видимому, самый известный из них раскопали в первом кургане могильника Ак-Алаха-3. Он представлял собой высокий головной убор-парик с позолоченными украшениями. Недавно коллекция подобных находок пополнилась войлочным убором с гребневидным навершием из могильника Усть-Тёплая.

Сергей Киреев (Sergey Kireev) из Национального музея Республики Алтай описал еще один головной убор пазырыкской культуры. Еще в 1987 в окрестностях Горно-Алтайска археологи исследовали курган № 13 могильника Майма-IV, который датируется III веком до нашей эры. Под насыпью ученые обнаружили могильную яму, на дне которой лежали частично сохранившиеся останки женщины, похороненной на правом боку. Вместе с костями археологи нашли ряд артефактов. Так, в одной из частей могилы лежала небольшая золотая бляшка-нашивка размером 1,2 на 2 сантиметра, которая, видимо, украшала одежду. Недалеко от черепа исследователи обнаружили разрушенный глиняный кувшин, железный нож, а также темно-сиреневую каменную курильницу.

Помимо этого, археологи обнаружили в кургане остатки головного убора, по контуру которых и некоторым сохранившимся деталям можно представить его первоначальный внешний вид. По данным исследователя, он представлял собой конусовидный колпак, от каркасной основы которого сохранились два длинных стержня и железные шпильки. На верхней части этого убора крепился белый гипсовый или глиняный предмет яйцевидной формы. Спереди у колпака был козырек, над которым убор украшала большая позолоченная бляха-триквестр с тремя рельефными грифо-баранами, на обратной стороне которой была миниатюрная орнаментированная серебряная пластинка. Кроме того, спереди у убора также был вертикальный стержень (видимо, деревянный), навершие которого было покрыто золотой фольгой.

По мнению Киреева, как и в случае упомянутой находкой из могильника Ак-Алаха-3, обнаруженные на памятнике Майма-IV остатки представляли собой головной убор-парик. Вероятно, волосы крепились к убору из войлока и ткани с помощью металлических шпилек.

Ранее мы рассказывали, как в могильнике Берел, расположенном на востоке Казахстана, исследователи обнаружили останки молодой женщины монголоидного облика, которая входила в состав элиты пазырыкской культуры.

Зубы и кости из Кооби-Форы приписали одному человеку умелому