У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага

Обезьяны реагировали на голоса соседей менее агрессивно, чем на голоса чужаков — если только соседи не нарушали территориальных границ

Ученые из Аргентины обнаружили, что самцы черных ревунов различают сородичей по голосам и агрессивнее реагируют на рев чужаков, чем на рев знакомых соседей. Для этого они включали четырем доминирующим самцам из разных групп записи рева других самцов. Впрочем, если рев знакомого сородича звучал со стороны территории испытуемого, куда соседу заходить не положено, реакция на него была более агрессивной, чем в случае добропорядочных соседей, не нарушающих границ. Полученные результаты говорят о наличии эффекта дорогого врага у черных ревунов. Исследование опубликовано в Behavioral Ecology and Sociobiology.

Социальным животным важно распознавать сородичей и отличать знакомых от незнакомцев, а друзей от врагов. Это позволяет им избегать рискованных встреч, или, напротив, защищать себя или свою территорию в случае необходимости. Так, многие животные менее агрессивно реагируют на соседей (знакомых сородичей из соседних групп) по сравнению с чужаками, если эти соседи не представляют угрозы. Ученые называют это «эффектом дорогого врага» (dear enemy effect). Обратная ситуация, названная «эффектом неприятного соседа» (nasty neighbor effect), возникает, когда соседи опаснее незнакомцев. В таком случае животные ведут себя по отношению к таким соседям более агрессивно, чем по отношению к чужакам.

Черные ревуны (Alouatta caraya) живут группами, которые состоят из нескольких самцов, самок и их потомства. Группы занимают стабильные ареалы, которые частично перекрываются. В каждой группе есть доминантный самец, который является отцом большинства детенышей. Встречи самцов из разных групп обычно агрессивны — всегда есть риск, что чужак станет претендовать на место доминантного самца. Опасным может оказаться как ревун из соседней группы, так и незнакомец, каким-то образом оказавшийся на чужой территории, поэтому не ясно, к кому доминантные ревуны будут более благосклонны — к знакомым или к незнакомым самцам.

Исследователи из Института биолого-геологических наук (Institute of Bio and Geosciences, IBIGEO) в Сальте под руководством Ингрид Хольцманн (Ingrid Holzmann) провели эксперименты с самцами черных ревунов из заповедника Эль-Качапе (El Cachapé) в Аргентине, чтобы выяснить, какие сородичи представляют для них большую угрозу — соседи или незнакомцы. Характерная особенность обезьян-ревунов — их рев, который можно услышать с расстояния до пяти километров. Этот рев, согласно раннему исследованию, уникален, и по нему особи могут узнавать друг друга. Полевые наблюдения показали, что на рев незнакомцев черные ревуны реагируют интенсивнее, однако экспериментально это не сравнивалось.

Четырем доминантным самцам из разных групп — Фермину, Али, Рафаэлю и Зиссу — включали записи рева знакомых им самцов из соседних групп и самцов, которых они не знали. Записи звучали из динамика, закрепленного на дереве. Исследователи контролировали расположение испытуемых относительно динамика в момент, когда включали чужой рев. Таким образом голоса соседей могли звучать со стороны, где домашние ареалы двух групп перекрываются, или с противоположной стороны, где обезьян из соседней группы не должно быть. Когда испытуемые слушали рев чужаков, живущих минимум в 65 километрах от заповедника, расположение источника звука по отношению к испытуемым не имело значения.

Каждую запись (рев знакомого сородича, который соблюдает территориальные границы, рев знакомого сородича, который этих границ не соблюдает, и рев чужака) два самца — Али и Зиссу — слушали по четыре раза (в разные месяцы), а Фермин и Рафаэль — только дважды. Али и Зиссу реагировали более продолжительным ревом на соседей, «вторгшихся на их территорию», и на чужаков, а также подходили ближе к источнику звука, когда из него звучал рев незнакомца. Однако Фермин и Рафаэль этого не делали. Исследователи предположили, что эта разница могла объясняться тем, что с Фермином и Рафаэлем провели по два испытания вместо четырех. Вероятно, большее количество экспериментов и испытуемых даст более надежные результаты.

Несмотря на то, что только два самца из четырех отреагировали на голоса сородичей по-разному, исследователи пришли к выводу, что черные ревуны способны распознавать сородичей индивидуально и отличать знакомых от незнакомых (что согласуется с данными предыдущего полевого исследования). Кроме того, ревуны реагируют более интенсивно и агрессивно на чужаков по сравнению со знакомыми сородичами — здесь они подходили ближе к динамику, когда из него звучал рев незнакомца, то есть были готовы встретиться с ним (и, возможно, вступить в схватку). Таким образом, авторы пришли к выводу, что у черных ревунов наблюдается эффект дорогого врага — так же как, например, у лангуров. Однако для подтверждения необходимы дополнительные эксперименты и полевые наблюдения.

Голос — не единственный признак, по которому животные могут узнавать друг друга. Так, недавно зоологи обнаружили, что очковые пигвины способны отличать своих партнеров от других знакомых сородичей по точкам на передней стороне туловища, рисунок которых уникален.

Молодые самцы лазоревок уступили чужих самок старшим сородичам