В течение XX века эти факторы усилились на фоне изменения климата и антропогенного загрязнения
Резкий рост поглощения углерода в прибрежных частях мирового океана оказался связан с его биологической фиксацией. Отступившие морские льды, усилившийся апвеллинг и сток эвтрофицированных рек в XX веке стали стимулами для развития морской биоты вблизи побережий. К таким выводам пришли ученые, смоделировав потоки углерода между сушей, атмосферой и океаном вдоль границ материков. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Climate Change.
Между атмосферой и океаном постоянно происходит обмен углекислым газом. Два основных пути, с помощью которых океан может поглощать CO2 — физический (растворение в воде) и биологический (захват живыми организмами, например, водорослями в процессе фотосинтеза). Больше всего углерода, от 190 до 300 миллионов тонн ежегодно, поглощают моря на шельфе и прочие прибрежные области мирового океана, на которые приходится всего семь процентов его площади. Концентрация углекислого газа вблизи побережий в течение последних десятилетий непропорционально быстро растет, и причины этого пока до конца не ясны.
Ученые под руководством Морица Матиса (Moritz Mathis) из Центра Гельмгольца «Гереон» в Гестахте исследовали поглощение углекислого газа в прибрежной акватории Мирового океана. Они использовали глобальную биогеохимическую модель океана ICON-Coast с разрешением 20 километров, с помощью которой рассчитали потоки углерода между океаном и атмосферой.
Моделирование показало, что за XX век поглощение CO2 прибрежными водами увеличилось более чем в два раза и по темпам опередило открытый океан, причем 59 процентов пришлось на биологическое связывание углерода. Его интенсификацию авторы связали с отступлением морского льда и усилением апвеллинга — подъема богатых питательными веществами холодных вод из глубины океана к его поверхности. Эти изменения в океанической циркуляции объясняют 36 процентов биологического поглощения углерода.
23 процента биологической фиксации углерода связали с ростом содержания элементов питания в речном стоке, который произошел из-за антропогенной эвтрофикации. Роль физического поглощения CO2 в прибрежных водах постепенно снижалась: изменение климата уже привело к растворению большого количества углекислого газа в океане, из-за чего морская вода более кислой и ее буферная емкость снизилась.
Если прибрежные зоны поглощают ежегодно до 300 миллионов тонн углерода, то донное траление (вылов рыбы с морского дна с помощью тралов) каждый год приводит к выбросу 340–370 миллионов тонн CO2. Запрет такого рыболовного промысла, опасного также для биоразнообразия, может стать мощной климатической мерой.
На смену им приходят примитивные луга из неместных трав
Пожары, которые происходят чаще чем раз в 30 лет, приводят к необратимой деградации чапаралей: проростки эндемичных растений выгорают раньше, чем достигают зрелости и пополняют банк семян. Из-за этого сложные многоярусные заросли жестколистных кустарников сменяются примитивными однородными луговыми сообществами с преобладанием неместных видов трав. К таким выводам пришли ученые, наблюдая за чапаралями в природоохранных зонах Калифорнии. Результаты исследования опубликованы в журнале Ecosphere.