Палеогенетики выявили средневековых представителей клана Аба

Останки членов знатного венгерского рода нашли во время раскопок церкви

Палеогенетики прочитали ядерную ДНК 19 средневековых людей из венгерского некрополя в Абашаре. Ученые идентифицировали среди них шесть вероятных представителей двух ветвей известного дворянского клана Аба. Среди них оказались одна женщина и пять мужчин. Четверо из них были носителями одной Y-хромосомной гаплогруппы N1a1a1a1a4, происхождение которой, по данным исследователей, можно проследить до Внутренней Азии. Ученые также пришли к выводу, что среди предков этих людей по мужской линии потенциально мог быть видный представитель племен, участвовавших в венгерском завоевании Паннонской равнины. Препринт исследования доступен на bioRxiv.org.

Аба — один из видных дворянских кланов (родов) средневековой Венгрии. Его самым известным представителем был Самуил Аба — третий венгерский король, находившийся на престоле в 1041–1044 годах и приходившийся основателю Венгерского королевства Иштвану I зятем (мужем сестры) или племянником (сыном сестры). Существует несколько гипотез о происхождении клана Аба. Автор исторического труда Gesta Hungarorum («Деяния венгров») назвал основателями этого рода Эда и Эдемена, которых он считал половецкими (куманскими) вождями, присоединившимися к мадьярам где-то на территории современной России и участвовавшими в завоевании Паннонской равнины.

Однако во время продвижения мадьяр на запад половцы еще не жили в южнорусских степях — они были обитателями этих земель позже, когда писался труд Gesta Hungarorum. Современные же исследователи предполагают, что предки рода Аба могли быть каварами (кабарами) — частью хазар, присоединившейся к походу на запад. В другом средневековом источнике — Венгерской иллюстрированной хронике — легендарным предком клана Аба называют Чабу — сына знаменитого гуннского правителя Аттилы, который в то же время был и легендарным предком рода Арпадов.

Гергей Варга (Gergely Varga) из Института гуманитарных исследований в Будапеште совместно с венгерскими коллегами провел генетический анализ останков, обнаруженных во время раскопок остатков церкви в Абашаре, которую в XI веке построил Самуил Аба. В ней, согласно историческим источникам, похоронен не только третий венгерский король, но и многие другие представители клана Аба. Хотя гробницу самого Самуила археологам идентифицировать не удалось, они нашли несколько могил с надгробиями, на которых изображен герб рода Аба. Радиоуглеродный анализ десяти человек из этого погребального комплекса показал, что они жили примерно в XII–XV веках нашей эры.

Среди проанализированных людей ученые выявили шесть родственников, которые принадлежали к двум ветвям клана Аба. Одна семья состояла из четырех человек: одной женщины и трех мужчин. Двое мужчин были родственниками пятой степени, а другие мужчина и женщина — родственниками первой степени (по-видимому, мамой и сыном). Кроме того, эта женщина приходилась первой паре мужчин родственницей третьей и четвертой степени, а ее сын одному из этих мужчин — родственником четвертой степени. Еще два человека были представителями другой ветви клана Аба и приходились друг другу родственниками третьей степени.

Четверо из пяти мужчин были представителями Y-хромосомной гаплогруппы N1a1a1a1a4, причем все они покоились в могилах с надгробными плитами. По данным исследователей, самый древний представитель этого кластера отцовских линий известен из Монголии. Он был носителем культуры плиточных могил и жил в эпоху поздней бронзы. В настоящее время эта гаплогруппа чаще всего встречается у якутов и эвенков, что, по мнению ученых, убедительно указывает на ее формирование во Внутренней Азии. В Европе же она, вероятно, оказалась в результате раннесредневековых миграций, включая мадьярскую.

С помощью программы ADMIXTURE исследователи смоделировали происхождение представителей клана Аба на уровне семи предковых компонент: связанная с нганасанами (0–3,5 процента), с западноевропейскими охотниками-собирателями (6–11 процентов), европейскими земледельцами эпохи неолита (38–45 процентов), народом шэ (0–3,5 процента), иранскими земледельцами эпохи неолита (0–9 процентов), европейцами раннего бронзового века (3,5–13 процентов) и древними северными евразийцами (29–39 процентов). По данным исследователей, предковые компоненты, связанные с нганасанами и народом шэ, отражают в этой модели долю предшественников, происходивших из восточной части Евразии.

Кроме того, ученые проанализировали общие по происхождению блоки сцепления (IBD). Среди прочего, это позволило выявить примерно шестую—седьмую степень родства между представителями двух ветвей клана Аба, а также идентифицировать еще двух дальних родственников этих людей, похороненных в церкви. Палеогенетики также обнаружили общие по происхождению блоки сцепления длиной более восьми сантиморганов между членами знатного венгерского рода и гуннами, аварами, а также венграми эпохи завоевания Паннонии. Более того, основываясь на этом анализе, они выявили отдаленные генетические связи с представителями таких известных семей, как Корвины, Батори и Арпады. Эта связь с ядром венгерской элиты, по мнению ученых, подразумевает, что они находились в родстве еще завоевания земель за Карпатскими горами. Вероятно, мужская линия клана Аба происходит от видного представителя племен, участвовавших в процессе обретения родины на Дунае.

Это не первые венгерские представители знати, чьи геномы прочитали ученые. Ранее мы рассказывали, как генетики секвенировали ДНК сына и внука средневекового венгерского короля Матьяша Корвина, а также идентифицировали останки двух представителей рода Батори.

Последние охотники-собиратели Франции избежали инбридинга