Их нашли в Румынии
Палеогенетики секвенировали ДНК из останков 13 человек, обнаруженных в Румынии во время раскопок остатков старинной часовни, в которой, согласно письменным источникам, покоились представители рода Батори. Ученые выявили родственные связи между некоторыми людьми, включая двух мужчин, которые, по-видимому, были Эленцом и Ференцом Батори. Результаты исследования опубликованы в журнале iScience.
Во времена позднего Средневековья и раннего Нового времени в Восточной Европе значительную роль играл венгерский магнатский род Батори. Согласно историческим свидетельствам, этот род восходит к швабской семье Гуткелед, представители которой переселились в Венгрию из Германии. Основателем рода считается Берек Батори — государственный и военный деятель, живший в 1276–1322 годах, которому король Ласко IV Кун пожаловал земельные владения. Самым известными членами этой семьи были король польский и великий князь литовский Стефан (Иштван) Баторий, а также серийная убийца Елизавета (Эржебет) Батори.
В 2017–2021 годах в румынском населенном пункте Перичей археологи проводили раскопки часовни, разрушенной в середине XVII века. Согласно письменным источникам, в ней были похоронены два представителя рода Батори: Элек и Ференц. Среди прочего, исследователи обнаружили на этом памятнике две надгробные плиты, на которых изображены мужчины в рыцарских доспехах, причем на одной из них рельеф сопровождался гербом рода Батори.
Эндре Непарацки (Endre Neparaczki) из Института венгерских исследований совместно с коллегами из Венгрии и Румынии секвенировал ДНК из останков 13 человек, найденных во время раскопок часовни. Ученые обнаружили, что предполагаемые представители рода Батори действительно были родственниками четвертой степени и носителями одной и той же Y-хромосомной гаплогруппы. Это позволило им подтвердить, что останки с высокой степенью вероятности принадлежали Элеку и Ференцу — двоюродным дяде и племяннику, жившим в XVI веке.
Ученые отметили, что среди современных людей та же самая отцовская линия, что и у обоих Батори (R1b-S264), в основном распространена среди германоязычных народов, населяющих Германию, Великобританию, Нидерланды и Скандинавию. Это соответствует историческим свидетельствам о швабском происхождении магнатского рода.
Дальнейший анализ секвенированных геномов показал, что генетически эти люди близки к современным восточноевропейским популяциям: чехам, венграм, хорватам и румынам. Однако их отличает дополнительная примесь, полученная от популяций с восточноазиатским происхождением, что наблюдалось и при анализе однородительских маркеров (митохондриальных и Y-хромосомных гаплогрупп). С помощью программы qpAdm ученые смоделировали эту примесь из двух альтернативных источников. Первый — это генетическое «наследие» аваров и венгров-завоевателей, а второй — индоиранцев.
Ранее на N + 1 рассказывали, как генетики прочитали геном дочери правителя Первого Тюркского каганата. Она оказалась генетически близка к популяциям, говорящим на тунгусских и монгольских языках.
Болезнь поразила мужчину, жившего около 3600 лет назад
Франк Майкснер (Frank Maixner) из исследовательского центра Eurac Research совместно с коллегами проанализировал образцы, извлеченные из древнеегипетской мумии взрослого мужчины, которая хранится в Египетском музее Турина. Ученые обнаружили в тканях этого человека ДНК чумной палочки (Yersinia pestis), которая говорит о том, что чума поражала жителей Египта около 1686–1449 годов до нашей эры, то есть во времена Второго переходного периода или Нового царства. По данным исследователей, это древнейший случай чумной инфекции, выявленный за пределами Евразии. Результаты проделанной работы ученые озвучили во время доклада на Европейской конференции ассоциации палеопатологов, которая в этом году проходила в Лейдене.