Палеогенетики идентифицировали останки двух представителей рода Батори

Их нашли в Румынии

Палеогенетики секвенировали ДНК из останков 13 человек, обнаруженных в Румынии во время раскопок остатков старинной часовни, в которой, согласно письменным источникам, покоились представители рода Батори. Ученые выявили родственные связи между некоторыми людьми, включая двух мужчин, которые, по-видимому, были Эленцом и Ференцом Батори. Результаты исследования опубликованы в журнале iScience.

Во времена позднего Средневековья и раннего Нового времени в Восточной Европе значительную роль играл венгерский магнатский род Батори. Согласно историческим свидетельствам, этот род восходит к швабской семье Гуткелед, представители которой переселились в Венгрию из Германии. Основателем рода считается Берек Батори — государственный и военный деятель, живший в 1276–1322 годах, которому король Ласко IV Кун пожаловал земельные владения. Самым известными членами этой семьи были король польский и великий князь литовский Стефан (Иштван) Баторий, а также серийная убийца Елизавета (Эржебет) Батори.

В 2017–2021 годах в румынском населенном пункте Перичей археологи проводили раскопки часовни, разрушенной в середине XVII века. Согласно письменным источникам, в ней были похоронены два представителя рода Батори: Элек и Ференц. Среди прочего, исследователи обнаружили на этом памятнике две надгробные плиты, на которых изображены мужчины в рыцарских доспехах, причем на одной из них рельеф сопровождался гербом рода Батори.

Эндре Непарацки (Endre Neparaczki) из Института венгерских исследований совместно с коллегами из Венгрии и Румынии секвенировал ДНК из останков 13 человек, найденных во время раскопок часовни. Ученые обнаружили, что предполагаемые представители рода Батори действительно были родственниками четвертой степени и носителями одной и той же Y-хромосомной гаплогруппы. Это позволило им подтвердить, что останки с высокой степенью вероятности принадлежали Элеку и Ференцу — двоюродным дяде и племяннику, жившим в XVI веке.

Ученые отметили, что среди современных людей та же самая отцовская линия, что и у обоих Батори (R1b-S264), в основном распространена среди германоязычных народов, населяющих Германию, Великобританию, Нидерланды и Скандинавию. Это соответствует историческим свидетельствам о швабском происхождении магнатского рода.

Дальнейший анализ секвенированных геномов показал, что генетически эти люди близки к современным восточноевропейским популяциям: чехам, венграм, хорватам и румынам. Однако их отличает дополнительная примесь, полученная от популяций с восточноазиатским происхождением, что наблюдалось и при анализе однородительских маркеров (митохондриальных и Y-хромосомных гаплогрупп). С помощью программы qpAdm ученые смоделировали эту примесь из двух альтернативных источников. Первый — это генетическое «наследие» аваров и венгров-завоевателей, а второй — индоиранцев.

Ранее на N + 1 рассказывали, как генетики прочитали геном дочери правителя Первого Тюркского каганата. Она оказалась генетически близка к популяциям, говорящим на тунгусских и монгольских языках.

Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры