Ритонавир в метастабильной форме выдержал восемь месяцев в космосе

Он летал на спутниковой платформе W-Series 1

Ученые из компаний Varda Space Industries и Improved Pharma LLC исследовали стабильность разных полиморфных модификаций препарата ритонавира в условиях микрогравитации. Ритонавир во всех формах успешно прошел испытания, и его кристаллическая структура не изменилась за восемь месяцев нахождения на орбите, пишут авторы препринта на портале ChemRxiv.org.

Эта новость появилась на N + 1 при поддержке Фонда развития научно-культурных связей «Вызов», который был создан для формирования экспертного сообщества в области будущих технологий и развития международных научных коммуникаций

12 июня 2023 года компания Varda Space Industries успешно вывела на околоземную орбиту спутниковую платформу W-Series 1 с помощью ракеты-носителя Falcon 9. Идея была в том, чтобы проводить на ней космические эксперименты в области фармацевтики и биотехнологий, в дальнейшем подобные спутники можно использовать и для производства лекарств. В рамках первой миссии компания анонсировала исследования ритонавира — популярного препарата для лечения ВИЧ, СПИДа и вирусного гепатита C.

Именно ритонавир ученые выбрали, потому что он имеет несколько стабильных и метастабильных полиморфных модификаций — форм вещества с разной кристаллической структурой. Причем разные модификации имеют разные свойства — в частности, сильно отличаются по растворимости. И возможность кристаллизовать ритонавир и сохранять его в одной полиморфной модификации в условиях микрогравитации — важная задача для развития фармацевтики в космосе.

Чтобы исследовать стабильность ритонавира, ученые сконструировали аппарат с тремя стальными емкостями, нагревательным и охлаждающим элементами и датчиками температуры. В несколько таких аппаратов ученые загрузили контрольные образцы ритонавира в четырех разных формах, а также три одинаковых образца в одной из устойчивых кристаллических модификаций (Form II) для экспериментов по кристаллизации. Их ученые закристаллизовали из расплава — при этом должен был получиться ритонавир в метастабильной форме (Form III), — а контрольные образцы оставили нетронутыми.

Затем, через восемь месяцев после экспериментов по кристаллизации, капсула с образцами успешно приземлилась в тренировочном центре Министерства обороны США в штате Юта. Каждый из образцов проанализировали с помощью порошковой рентгеновской дифракции и рамановской спектроскопии. В результате выяснилось, что контрольные образцы полностью сохранили свою структуру, а три кристаллизованных образца успешно перешли в метастабильную модификацию. И хотя в дифрактограммах кристаллизованных образцов ученые наблюдали примесь аморфного ритонавира, они считают, что он образовался при пробоподготовке, а не во время экспериментов.

В результате ученые показали, что ритонавир можно кристаллизовать из расплава в условиях микрогравитации, и все его полиморфные модификации успешно выдерживают взлет космического аппарата, нахождение в условиях микрогравитации, спуск в атмосферу и посадку. После всех манипуляций образцы препарата остались в неизменном виде.

Запуск спутника W-Series 1 мы недавно обсуждали в подкасте с популяризатором космонавтики Виталием Егоровым.