Без него даже было меньше осложнений
Клиническое исследование нидерландских ученых показало, что отсутствие дренажа после хирургического удаления левой части поджелудочной железы улучшает результаты выздоровления пациентов по сравнению с текущей рутинной практикой оставления хирургического дренажа в ране. Как сообщается в журнале The Lancet Gastroenterology & Hepatology, такой подход снижает риск развития послеоперационных панкреатических свищей и продолжительность пребывания в больнице.
Дистальная панкреатэктомия, при которой удаляют тело и хвост поджелудочной железы (иногда вместе с селезенкой), считается стандартной хирургической процедурой при симптоматических доброкачественных, предраковых и злокачественных заболеваниях левой части поджелудочной железы. У 12–25 процентов пациентов после такой операции может развиться послеоперационный панкреатический свищ, при котором панкреатическая жидкость с высоким содержанием протеолитических ферментов просачивается в брюшную полость. Такой свищ считается серьезным осложнением, поскольку он может привести к кровотечению, внутрибрюшинному инфицированию и сепсису.
Для профилактики этого осложнения хирурги рутинно обеспечивают пассивное дренирование брюшной полости. Однако существует мнение, что установка дренажа после дистальной панкреатэктомии не обязательна, особенно у пациентов с низким риском. Более того, политика отказа от дренажа освободила бы пациентов от бремени хирургического дренажа и снизила риск послеоперационной инфекции. В одном многоцентровом рандомизированном исследовании хирурги обнаружили сходные показатели послеоперационной заболеваемости у пациентов с абдоминальным дренажем и без него. Однако, этого оказалось мало, чтобы изменить рутинную практику постановки дренажа после этой операции.
Группа абдоминальных хирургов под руководством Марка Бесселинка (Marc Besselink) из Амстердамского университета в клиническом исследовании оценила эффективность и безопасность политики отказа от дренажа после дистальной панкреатэктомии. В исследовании приняли участие 282 пациента, которых случайным образом распределили на две группы: без дренажа и с дренажем. После исключения семи пациентов в 144 пациента оказались в группе с дренажем и 131 — в группе без дренажа. Обоснование установки дренажа у пациентов основано на решении хирурга во время операции, который относил пациентов к группе высокого риска развития поджелудочного свища из-за разрыва паренхимы железы во время сшивания и сопутствующих заболеваний.
Первичный анализ показал, что у пациентов без дренажа развитие послеоперационного поджелудочного свища наблюдалось реже, чем у пациентов с дренажем (разница в риске 15,5 процентных пункта, p менее 0,0001). Другие статистические модели также показывали превосходство отсутствия дренажа над его присутствием (p = 0,0045). Однако последующий анализ пациентов с панкреатическим свищем, которым потребовалось повторное вмешательство, не выявил существенной разницы между группами в среднем времени до постановки диагноза.
Не было обнаружено различий в частоте задержки опорожнения желудка, кровотечений после панкреатэктомии, раневой инфекции, переливания крови, рентгенологических и эндоскопических вмешательств, повторной госпитализации в течение 90 дней и повторных операций. Хирурги подсчитали, что средняя продолжительность пребывания в стационаре была значительно короче в группе без дренажа, хотя медианы дней пребывания были одинаковыми. Смертность в течение 90 дней достоверно не отличалась между группами без дренажа и с дренажом. Анализ подгрупп также показал более высокую эффективность отсутствия дренажа для снижения риска свищей и других послеоперационных осложнений.
По мнению ученых, при все более увеличивающихся затратах на здравоохранение политика отказа от дренажа после дистальной панкреатэктомии может снизить эти затраты при выигрыше в эффективности и безопасности послеоперационного ухода.
Хирурги ищут способы, как сделать различные операции безопаснее, и иногда им в этом помогают роботы. Однако как выяснили американские ученые, удаление желчного пузыря с помощью робота связано с более частым повреждением желчных протоков.
Мувалаплин блокирует синтез этого липопротеина
Американские и австралийские исследователи провели клинические испытания и выяснили, что прием мувалаплина эффективно снижает повышенный уровень липопротеина (а) в крови пациентов с высоким сердечно-сосудистым риском. Отчет о работе опубликован в Journal of the American Medical Association.