В отличие от людей
Исследователи из Франции не нашли кросс-модальных ассоциаций у гвинейских павианов, но подтвердили их наличие у людей. Испытания, в которых нужно было выбрать квадрат белого или черного цвета, люди проходили хуже, если на фоне были «несоответствующие» цветам звуки. Обезьянам же неподходящие звуки не мешали — они одинаково быстро и правильно проходили тесты вне зависимости от того, какие звуки сопровождали их. Исследование опубликовано в American Journal of Primatology.
Известный эффект «буба-кики», согласно которому люди из разных стран чаще всего ассоциируют округлые фигуры со словом «буба» а угловатые — со словом «кики», опирается на кросс-модальные ассоциации. Эти ассоциации возникают, когда стимул из одной модальности (например, визуальный) ассоциируется со стимулом из другой модальности (например, слуховым). Таким же образом многие люди связывают высокие звуки с маленькими, остроугольными и яркими объектами, а низкие — с более крупными, округлыми и темными. Одно раннее исследование показало, что такие ассоциации есть и у шимпанзе, однако у других нечеловеческих приматов подобного не обнаруживали.
Ученые из Университета Экс-Марсель под руководством Изабель Дотриш (Isabelle Dautriche) решили проверить, будут ли гвинейские павианы (Papio papio) ассоциировать высоту звука с яркостью изображения так, как люди. Они использовали ту же экспериментальную парадигму, что и авторы предыдущего исследования с шимпанзе: участники (27 человек и 15 павианов) по одному сидели перед монитором. На сером фоне появлялось два квадрата — белый и черный, а между ними внизу был образец — черный или белый квадрат меньшего размера. Спустя 200 миллисекунд образец пропадал, и испытуемые должны были выбрать из двух квадратов тот, который соответствовал образцу. Во время испытания участники слышали звуки частотой либо 1047 герц (высокий), либо 175 герц (низкий). В половине испытаний звуки были «конгруэнтными» — черному образцу соответствовали низкие тона, а белому — высокие, а в остальных испытаниях звуки цветам образцов не соответствовали. Ученые ожидали, что если испытуемые будут ассоциировать яркий белый квадрат с высокими звуками, а черный квадрат — с низкими, то несоответствующие звуки будут их сбивать, и тогда они будут чаще ошибаться или тратить больше времени на выбор правильного квадрата.
Павианы одинаково часто ошибались в конгруэнтных и неконгруэнтных испытаниях: средняя доля неправильных ответов составила 10,6 процента. Выбор правильного квадрата во всех случаях занимал у обезьян примерно 655 миллисекунд — и существенной разницы между испытаниями не было. Люди ошибались гораздо реже обезьян, и частота ошибок также не зависела от того, соответствовал ли звук яркости квадрата. Однако на выбор правильного квадрата в неконгруэнтных тестах они тратили примерно на 16 миллисекунд больше, чем в конгруэнтных. В целом люди действительно чуть лучше справлялись с тестом, если звук на фоне соответствовал цвету нужного квадрата. Павианы ничего подобного не демонстрировали.
Полученные результаты могут говорить о том, что склонность к формированию кросс-модальных ассоциаций люди могут разделять с шимпанзе, но не с другими приматами, которые филогенетически дальше от нас. В таком случае можно предположить, что эта способность возникла у последнего общего предка группы гоминин. Но авторы выдвинули и другое предположение, согласно которому подобные ассоциации могут быть характерны только для людей, а предыдущие результаты на шимпанзе были ошибочными. Они отметили, что в предыдущем исследовании участвовало только шесть особей шимпанзе, а исследователи не уточнили, проходили ли они подобные тесты раньше. По словам авторов, любой подобный опыт мог повысить чувствительность обезьян к слуховым стимулам, что в сочетании с небольшой выборкой могло исказить результаты. Если это предположение верно, и никакие другие приматы, кроме человека, не склонны к формированию подобных ассоциаций, то эти ассоциации могут быть опосредованы языком. Впрочем, обе гипотезы нуждаются в дополнительной проверке.
Камбоджийские рыбаки поймали трех аптосиаксов в 2020-2023 годах
Ихтиологи переоткрыли аптосиакса — крупную карповую рыбу из среднего течения реки Меконг. Она не встречалась ученым с 2005 года и считалась вымершей. Однако в 2020, 2022 и 2023 годах камбоджийские рыбаки поймали трех представителей этого вида. Как отмечается в статье для журнала Biological Conservation, открытие свидетельствует, что у аптосиаксов еще есть шанс выжить — но для этого нужно принять срочные меры по их охране.