Ученые не обнаружили у бонобо по имени Канзи эффекта «буба — кики». В отличие от большинства людей, он не выбирал резко звучащие псевдослова для обозначения остроконечных фигур, а округлые псевдослова — для обозначения округлых фигур. Ранее эффект «буба — кики» не удалось выявить у шимпанзе и горилл. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B, вероятно, только люди способны связывать форму объектов со звучанием их названий.
Представьте себе две фигуры: округлую и остроконечную. А теперь скажите, какой из них больше подходит название «буба», а какой — «кики». Скорее всего, подобно большинству людей, вы ответите, что округлая фигура — это «буба», а остроконечная — «кики». Данный эффект был описан еще в 1920 годах в ходе экспериментов с жителями острова Тенерифе — правда, тогда использовались псевдослова «малума» и «такете». С тех пор его неоднократно подтверждали для жителей других регионов. Например, авторы прошлогоднего исследования проверили эффект «буба—кики» на носителях двадцати пяти языков из девяти языковых семей. Оказалось, что носители большинства из них, за исключением румынского, турецкого и китайского, склонны называть округлую фигуру «бубой», а остроконечную — «кики».
Эффект «буба — кики» ставит под сомнение популярную гипотезу, согласно которой связь между формой объекта и звуковой оболочкой его названия произвольна. Особенно важно то, что он проявляется уже у маленьких детей в возрасте от четырех до тридцати восьми месяцев. Таким образом, еще в раннем детстве люди начинают чувствовать связь между звуком и формой. Впрочем, у шимпанзе (Pan troglodytes) и горилл (Gorilla) выявить эффект «буба — кики» не удалось.
Команда исследователей под руководством Мануэля Бона (Manuel Bohn) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка решила поискать эффект «буба — кики» у еще одного вида человекообразных обезьян — бонобо (P. paniscus). Для этого ученые провели ряд экспериментов с бонобо по имени Канзи, сорокалетним самцом из центра Great Ape Trust в США. Он отличается выдающимся интеллектом и умеет сопоставлять английские слова с изображениями. Более того, Канзи быстро понимает, когда ему показывают новые изображения уже известных объектов.
Бон и его коллеги предложили Канзи хорошо знакомый ему тест, в котором нужно было установить соответствие между произнесенным словом и одним из двух черно-белых изображений на сенсорном экране. Однако помимо настоящих слов авторы включили в испытание бессмысленные псевдослова и абстрактные геометрические изображения. Всего они использовали двадцать двусложных псевдослов (десять округлых и десять острых по звучанию слов, например, «момо» и «кики» соответственно) и двадцать изображений белого цвета (десять округлых и десять остроконечных).
Когда во время экспериментов бонобо правильно устанавливал соответствие между реальным словом и реальным объектом, ему давали лакомство. В случае псевдослов и геометрических фигур он не получал никакой награды независимо от выбора. Вместо этого просто включался тикающий звук. Так исследователи лишили Канзи шанса догадаться, какие псевдослова соответствуют тем или иным фигурам.
В общей сложности Канзи прошел 3000 тестов, в 300 из которых использовались псевдослова. Проанализировав полученные результаты, Бон и его соавторы пришли к выводу, что, в отличие от людей, бонобо не выбирает резко звучащие псевдослова для остроконечных фигур и округлые псевдослова — для обозначения округлых фигур. Для сравнения, Канзи в 87 процентах случаев устанавливал правильное соответствие между реальными словами и изображениями реальных объектов.
Результаты экспериментов совпадают с данными, которые ранее были получены для шимпанзе и горилл. Они свидетельствуют, что нечеловеческие человекообразные обезьяны не способны выстраивать связь между формой объектов и звуковой оболочкой псевдослов. Авторы предполагают, что это может быть связано с природой эффекта «буба — кики». Согласно одной из гипотез, люди неосознанно связывают ту или иную фигуру с движениями рисующей ее руки. Например, при рисовании остроугольной фигуры рука совершает резкие движения, которые ассоциируются с резкими звуками типа «кики». Однако у нечеловеческих приматов не так сильно развиты структуры мозга, которые отвечают за ассоциации между изображениями, движениями и звуками. Неудивительно, что у них эффект «буба — кики» не работает. Впрочем, пока это лишь предположение, которое требует проверки.
Ранее мы рассказывали о том, как американские ученые в очередной раз подтвердили связь между распространением губно-зубных согласных звуков в речи и прикусом носителей языков. В частности, они подсчитали, что охотники-собиратели, у которых часто встречается прямой прикус, когда верхние резцы соединяются с нижними, используют в три раза меньше губно-зубных согласных, чем представители культур, в которых распространено сельское хозяйство.
Сергей Коленов
Судьбу помеченной сельдевой акулы восстановили на основе данных о глубине и температуре
Ихтиологи впервые описали потенциальный пример удачной охоты белой акулы на беременную самку атлантической сельдевой акулы. Вероятное нападение одной хищницы на другую произошло в окрестностях Бермудских островов. Как отмечается в статье для журнала Frontiers in Marine Science, исследователи не наблюдали за охотой белой акулы лично — а судьбу сельдевой акулы реконструировали на основе информации о температуре и глубине, собранной всплывающим датчиком.