Скорость в полете приближалась к пяти Махам
Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном первом самостоятельном полете прототипа гиперзвукового летательного аппарата Talon A. Прототип с индексом ТА-1 был сброшен с самолета-носителя Stratolaunch Roc, запустил собственный жидкостный реактивный двигатель и разогнался до пяти Махов.
Калифорнийская компания Stratolaunch известна благодаря созданию двухфюзеляжного шестимоторного самолета Stratolaunch Roc. Размах его крыла достигает 117,3 метра, что делает Roc самым большим в мире по этому параметру. Самолет должен был стать платформой воздушного старта для небольших орбитальных ракет, однако после смерти основателя компании Пола Аллена Stratolaunch сосредоточилась на разработке исследовательских гиперзвуковых летательных аппаратов Talon.
Масса Talon составляет 2,7 тонн, длина фюзеляжа — 8,5 метров, а размах крыла — 3,4 метра. Ракетный двигатель, установленный в хвостовой части планера, должен разгонять его до скорости около шести Махов. Первый прототип с индексом ТА-0 предназначался для отработки наземных процедур и тестового сброса с самолета-носителя. Второй прототип ТА-1, оснащенный ракетным двигателем, совершил два испытательных полета с полной заправкой топливом в декабре 2023 года и в феврале 2024 года.
В субботу, 9 марта 2024 года состоялся первый самостоятельный полет гиперзвукового летательного аппарата Talon A-1 с включенным двигателем. Прототип был сброшен с самолета-носителя Roc, который вылетел из Воздушно-космического порта Мохаве в Калифорнии. После отделения Talon A-1 включил жидкостный ракетный двигатель, разогнался, набрал высоту, а затем совершил посадку на воду.
Компания сообщает, что ТА-1 достиг сверхзвуковой скорости, приближающейся к пяти Махам, однако точные значения скорости и высоты полета из-за договоренностей с заказчиком пока не разглашаются. Следующий прототип TA-2 будет многоразовым и сможет приземляться на взлетно-посадочную полосу для последующего повторного использования. Также компания работает над дополнительной платформой для воздушного старта Spirit of Mojave на базе модифицированного Boeing 747-400.
Австралийский стартап Hypersonix Launch Systems разрабатывает гиперзвуковой самолет для отправки небольших спутников на низкую околоземную орбиту через систему воздушного старта. Система включает многоразовый ракетный ускоритель для начального набора высоты и достижения скорости в пять Махов, гиперзвуковой самолет, способный разгоняться до 12 Махов, и небольшую расходуемую ракету, которая стартует с борта гиперзвукового самолета и выводит полезную нагрузку на орбиту.