Stratolaunch показала гиперзвуковой планер для сброса с самого длиннокрылого самолета

Американская компания Stratolaunch представила первый прототип гиперзвукового планера Talon-A. Он позволит отработать сброс из-под крыла самолета Stratolaunch Roc, а будущие версии после отделения смогут развивать скорость до шести Махов.

Stratolaunch известна своим самолетом Scaled Composites Model 351, также известным как Roc. Размах его крыла составляет 117,3 метра, что делает его крупнейшим в мире по этому показателю. Roc имеет два фюзеляжа, между которыми крепится полезная нагрузка. Предполагалось, что он будет выступать в качестве самолета-носителя для орбитальных ракет: изначально Pegasus XL, а затем и собственного семейства носителей с грузоподъемностью до шести тонн. В 2019 году самолет успешно совершил первый полет, но из-за смерти основателя компании Пола Аллена компания сменила концепцию, вначале отказавшись от разработки своих орбитальных ракет в пользу все той же Pegasus XL, а затем и вовсе сконцентрировавшись лишь на исследовательских запусках гиперзвуковых планеров.

В конце 2021 года Stratolaunch защитила проект первого такого планера Talon-A. Его длина составляет 8,5 метра, ширина — 3,4 метра, а масса — 2,7 тонны. В хвостовой части находится двигатель, который сможет разгонять планер до шести Махов. Общая длительность гиперзвукового участка полета должна составить более минуты. Предполагается, что в будущем планеры Talon будут нести на себе полезную нагрузку от компаний и государственных агентств, разрабатывающих те или иные технологии для гиперзвуковых полетов.

В конце мая компания завершила сборку первого прототипа TA-0. Он имеет такие же массу и габариты, как и основная версия планера, но лишен двигателя. TA-0 предназначен для испытания пилона, на котором он будет подвешен в полете, а также проверки поведения планера и самолета-носителя после сброса.

В ближайшие месяцы инженеры проведут несколько полетов с подвешенным планером и до конца года собираются сбросить его с самолета. При этом неизвестно, будет ли TA-0 садиться в режиме планирования или на парашюте. После этого начнутся испытания прототипа TA-1, который уже будет оснащен двигателем, а затем будут проводиться полеты TA-2, который будет «полностью многоразовым» (неясно, какие ограничения по многоразовости будут у TA-1).

В начале года мы рассказывали об австралийском проекте гиперзвуковой системы воздушного старта. Она состоит из самолета с ракетным ускорителем и запускаемой с него ракеты для выхода на орбиту.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Аэротакси Joby впервые взлетело с пилотом на борту

До этого все полеты проходили с дистанционным управлением