Черная смола из гробницы царского казначея Рамсеса II оказалась битумом

Ученые определили это с помощью спектрального анализа

Группа ученых из Египта во главе с Мухаммедом Абдель-Харитом (Mohamed Abdel-Harith) проанализировала материалы из гробницы Птах-эм-Уйя — знатного вельможи времен правления царя Рамсеса II. С помощью лазерно-искровой эмиссионной спектроскопии они определили, какие материалы использовались при бальзамировании тела этого человека. Оказалось, что черная смолянистая масса из саркофага представляла собой битум, на котором сохранились кусочки тонкой фольги из золота с примесью серебра и меди. Своей работой авторы статьи, опубликованной в Journal of Cultural Heritage, показали преимущества этого метода спектрального анализа, поскольку его можно использовать даже в полевых условиях благодаря мобильным приборам. Правильность полученных выводов они перепроверили с помощью энергодисперсионного рентгеновского анализа.

Впервые гробницу Птах-эм-Уйя открыли еще в середине XIX века в Саккарском некрополе — огромном древнем погребально-поминальном комплексе, расположенном примерно в 25 километрах к югу от Каира. Однако впоследствии об этой гробнице забыли, после чего ее вход занесло песками. Вновь ее обнаружили археологи из Каирского университета во время полевого сезона 2020–2021 годов. По словам ученых, в гробнице покоился человек, который в XIII веке до нашей эры носил несколько титулов: царского казначея, царского писца, главного смотрителя царских стад, а также руководителя подношениями в фиванском храме Рамсеса II. Исследователи также сообщали, что они нашли саркофаг вельможи, который оказался практически пустым — на его дне лежали только остатки черного вещества, первоначально принятого за смолу.

В Египте раскопали саркофаг царского казначея времен фараона Рамсеса II