Паразитирующий на грибах «барсучий подсвечник» отнесли к первому за 90 лет новому роду растений из Японии

Это необычное растение принадлежит к семейству тисмиевых

Японские ботаники описали новый род и вид паразитирующих на грибах подземных растений из семейства тисмиевых. Первооткрыватели дали ему научное имя Relictithismia kimotsukiensis — а по-японски предлагают называть его «барсучьим подсвечником». Интересно, что род Relictithismia стал первым за девяносто с лишним лет новым родом сосудистых растений, обнаруженным на территории Японии. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Journal of Plant Research.

К семейству тисмиевых (Thismiaceae) относятся около ста видов необычных растений, которые утратили способность к фотосинтезу и перешли к паразитированию на мицелии грибов. Большую часть жизненного цикла они проводят в почве и лишь на несколько недель в году выпускают надземные побеги с мелкими причудливыми цветками, за форму которых жители англоязычных стран называют их «волшебными фонариками» («fairy lanterns»). Заметить представителей семейства тисмиевых вне периода цветения практически невозможно, поэтому они остаются плохо изученными. При этом специалисты регулярно описывают неизвестные ранее виды этих растений — а многие другие, вероятно, все еще ждут своих первооткрывателей.

Очередной новый вид из семейства тисмиевых описала команда ботаников под руководством Кэндзи Суэцугу (Kenji Suetsugu) из Университета Кобе. В июне 2022 года натуралист-любитель Ясунари Накамура (Yasunori Nakamura) обнаружил в вечнозеленом широколиственном лесу в провинции Кагосима на японском острове Кюсю незнакомое ему бесхлорофильное растение, трехсантиметровый цветок которого поднимался над поверхностью земли. Он выкопал этот экземпляр и отправил его профессиональным ботаникам. Те сразу поняли, что имеют дело с чем-то необычным, и прибыли в тот же лес, чтобы добыть дополнительные образцы. Однако проведенные в 2022 году поиски не дали никаких результатов. Лишь год спустя, в июне 2023 года, исследователи обнаружили еще четыре таких же растения, три из которых они собрали.

Внимательно изучив добытые образцы, Суэцугу и его коллеги пришли к выводу, что необычные растения принадлежат к семейству Thismiaceae, однако строением цветков и корневой системы заметно отличаются от представителей встречающихся в Японии родов Thismia и Oxygyne. Более того, их нельзя было отнести и к трем другим известным родам тисмиевых (Afrothismia, Haplothismia и Tiputinia). Генетический анализ подтвердил, что растения из провинции Кагосима представляют собой отдельную эволюционную ветвь, которая находится в сестринских отношениях с видом Haplothismia exannulata из Южной Индии. На эволюционном древе тисмиевых она располагается между примитивными видами семейства и более продвинутым родом Thismia.

Учитывая, как сильно растения из Кагосимы отличаются от ближайших родственников, исследователи приняли решение отнести их к новому роду Relictithismia с единственным видом Relictithismia kimotsukiensis. По-японски авторы предлагают называть данный вид «mujina-no-shokudai» — «барсучий подсвечник». Это отсылка к народному названию японских представителей рода Thismia, которые известны как «подсвечники енотовидных собак» («tanuki-no-shokudai»). Суэцугу с соавторами подчеркивают, что Relictithismia — первый новый род сосудистых растений, описанный на территории Японии за 90 с лишним лет (предыдущим был род Japono­lirion).

Первооткрыватели предполагают, что «барсучьи подсвечники» очень редки и должны быть занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы в качестве вида на грани полного исчезновения (Critically Endangered, CR). О других экологических особенностях нового вида пока известно немногое. Авторы лишь предполагают, что, скорее всего, R. kimotsukiensis в основном практикуют самоопыление, хотя также могут привлекать для опыления мух.

В прошлом году ботаники описали первую пальму, цветки и плоды которой развиваются под землей. Новый вид получил название Pinanga subterranea. Он широко распространен в тропических лесах на острове Борнео и уже давно известен местным жителям.

Папоротники и луковицы лилий включили в рацион первых земледельцев Приморья