В Треблинке нашли могилы лагерной охраны

Археологи раскопали семь одиночных захоронений

Ученые сообщили о результатах раскопок, проходивших в 2019 году в Польше на территории бывшего немецкого лагеря Треблинка. Они обнаружили семь одиночных могил. По мнению исследователей, останки, вероятно, принадлежали вахманам — охранникам лагеря, которые могли умереть, например, во время бунтов или вспышек заболеваний. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Heritage Science.

В годы Второй мировой войны на оккупированных польских землях нацисты создали печально известный комплекс концентрационных лагерей Треблинка, располагавшийся примерно в ста километрах к северо-востоку от Варшавы. Он состоял из двух частей: трудового лагеря Треблинка-1 и лагеря смерти Треблинка-2, в газовых камерах которого убили около 800 тысяч человек, подавляющее большинство из них были евреями.

В Треблинке-1 содержались заключенные, работавшие в гравийном карьере. По оценкам историков, через него прошли около 20 тысяч человек, примерно половина из которых погибла из-за тяжелого труда, условий содержания и жестокости надзирателей. Персонал лагеря состоял примерно из 20 членов СС, а также сотни вахманов — охранников, которые в основном представляли собой советских граждан, попавших в немецкий плен и решивших сотрудничать с вермахтом. Эти люди проходили подготовку в особом учебном лагере СС «Травники», поэтому и за ними самими закрепилось название травники.

Джоанна Драт (Joanna Drath) из Поморского медицинского университета в Щецине совместно с коллегами из Германии, Норвегии, Польши и США рассказала, что в 2019 году на территории бывшего лагеря Треблинка археологи обнаружили семь могил, располагавшихся в один ряд. В каждой из них на глубине от 80 до 125 сантиметров исследователи обнаружили остатки деревянных гробов с человеческими костями. Вместе с останками в могилах также нашли золотое обручальное кольцо, два венка, пластиковые расчески, пуговицы от немецкой формы, свисток, гильзы и перочинный нож.

Несмотря на плохую сохранность большинства скелетов, ученые провели остеологическое исследование. Они определили, что четверо покойных прожили меньше 25 лет, а трое — больше 30. В шести случаях также исследователи выяснили, что кости принадлежали мужчинам. На двух скелетах они обнаружили предсмертные травмы. Так, на одном из черепов отчетливо видны три огнестрельных ранения. На другом скелете они заметили огнестрельное ранение коленной чашечки и повреждения черепа, по которому нанесли удары тупым предметом.

Ученые также провели анализ ДНК и подтвердили, что шесть человек были мужчинами (в одном случае выяснить пол не удалось). В шести случаях они определили митохондриальные гаплогруппы этих людей: H, R0, U5a1a1h, J1c1b1a1, U5a2a, H28a. В целом, эти результаты соответствовали антропологическим определениям.

По мнению ученых, в исследованных одиночных могилах покоились останки лагерной охраны, которые могли умереть, например, во время вспышек заболеваний или бунтов, включая известное восстание узников, состоявшееся в августе 1943 года. Сохранность останков двух человек позволяет реконструировать лица по черепам. Результаты этой работы вместе с более глубоким анализом ДНК ученые пообещали опубликовать в будущих статьях. В частности, это может помочь идентифицировать личности этих людей, если сравнить реконструированные лица с фотографиями из документов сотрудников лагеря.

Во время исследований, проходивших в 2019 году, археологи также обнаружили коллективную могилу, в которой покоились останки 49 человек. Впоследствии ученые зафиксировали на их костях многочисленные огнестрельные ранения и другие предсмертные травмы. По-видимому, это останки узников, павших от рук лагерной охраны.

Ранние неандертальцы разделали пещерных и бурых медведей