В посуде и сумочках жертв ритуала капакоча не нашли следов наркотиков

Ученые изучили содержимое артефактов, обнаруженных на вулкане Льюльяйльяко

Южноамериканские ученые проанализировали содержимое четырех сосудов и трех сумочек-мешочков, обнаруженных на вулкане Льюльяйльяко вместе с тремя жертвами инкского ритуала капакоча. Исследователи выявили крахмальные зерна таких растений, как тыква, кислица, фасоль, кукуруза и маниок. При этом они не нашли никаких остатков растений, содержащих психоактивные вещества, но подчеркнули, что, возможно, кукуруза использовалась для приготовления чичи. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeometry.

В 1999 году у вершины вулкана Льюльяйльяко, расположенного на границе Аргентины и Чили, обнаружили мумифицированные тела трех человек: двух детей возрастом около четырех—пяти лет и девочки-подростка примерно 13 лет, которую впоследствии прозвали Ледяной девой. Здесь на высоте более 6700 метров над уровнем моря эти дети оказались в рамках инкского ритуала капакоча. Тела жертв были завернуты в дорогие ткани. Кроме того, детей украшали диадемы из золота и серебра, ожерелья, браслеты, а также птичьи перья. Вместе с останками также лежали подношения из разных уголков империи, например, сосуды, раковины моллюсков, небольшие золотые и серебряные фигурки.

Группа ученых из Аргентины, Перу и Чили под руководством Бернардо Арриаса (Bernardo Arriaza) из Университета Тапараки исследовала семь артефактов, найденных вместе с принесенными в жертву детьми. Их заинтересовало содержимое трех небольших сумочек-мешочков (чуспа), двух деревянных и двух керамических сосудов, которое они решили изучить с помощью палеоботанических и химических анализов.

В образцах из сосудов ученые выявили 27 крахмальных зерен. Самым представленным растением (n = 14) оказалась тыква (Cucurbita), остатки которой присутствовали во всех четырех сосудах. В одном из деревянных артефактов исследователи нашли крахмальные зерна кислицы (Oxalis) и бобовых (Fabaceae), включая фасоль (Phaseolus). Кроме того, во втором деревянном сосуде и одном керамическом присутствовали остатки кукурузы (Zea mays), а в другом — маниока (Manihot esculenta). Остатки последних двух растений также были и в сумочках-мешочках.

Ни в посуде, ни в сумочках-мешочках ученые не выявили следов каких-либо растений, содержащих психотропные вещества. Хотя известно, что принесенные в жертву дети употребляли в конце своей жизни значительное количество коки, листья которой также присутствуют во рту у девочки-подростка. Вместе с тем исследователи отметили, что обнаруженная кукуруза, вероятно, использовалась для приготовления чичи — важного для инков ферментированного алкогольного напитка, который вместе с кокой в значительных количествах употреблялся в течение продолжительного времени перед жертвоприношением. Химические анализы также показали, что в обоих деревянных сосудах присутствовало заметное количество меди, в одном керамическом сосуде — кальция и серы, а в другом — натрия и хлора.

Ранее мы рассказывали о химико-токсикологическом исследовании останков детей, принесенных в жертву на вулкане Ампато. Тогда ученые выяснили, что в последние недели жизни дети употребляли коку и аяуаску.

Древний Джаркутан столкнулся с засухой около 3900 лет назад