Перед жертвоприношением на вулкане инки дали детям коку и аяуаску

Ученые из Польши провели химико-токсикологическое исследование останков мальчика и девочки шести—семи лет, которых инки более 500 лет назад принесли в жертву на вулкане Ампато. Они обнаружили, что в последние недели своей жизни дети употребляли коку и аяуаску. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

В XI–XVI веках существовало крупнейшее по территории и численности населения государство доколумбовой эпохи — Империя инков, которая на пике своего развития занимала территории Перу, Боливии и Эквадора, а также частично Колумбии, Аргентины и Чили. Инки часто воевали со своими соседями, расширяя границы своего государства, при этом достаточно мягко вели себя по отношению к покоренным народам, например, не запрещали местных богов и не проводили репрессий. У инков существовала сложная система верований, в рамках которой важное место уделялось жертвоприношениям.

Жертвоприношения для инков были государственным делом. Один из самых известных таких ритуалов — капакоча — подразумевал отбор хорошо развитых детей обоих полов в разных уголках империи. Их доставляли в Куско, где жрецы проводили определенные ритуалы и готовили будущих жертв. Поводом для капакочи могли выступить, например, смерть правителя, победа в войне или стихийное бедствие. В рамках ритуала одурманенных детей могли приводить на вершины вулканов, где их приносили в жертву (подробно узнать об одной из таких девочек по прозвищу Ледяная дева можно в нашем материале «Хорошо сохранились»).

Дагмара Соха (Dagmara Socha) совместно с коллегами из Варшавского университета исследовала останки двух индивидов, которых инки более 500 лет назад принесли в жертву на вулкане Ампато в Южном Перу. Их обнаружили в 1995 году на высоте около 5800 метров над уровнем моря вместе с золотыми и серебряными артефактами, раковинами моллюсков семейства спондилюсы (Spondylidae), керамикой и изделиями из ткани. С помощью метода жидкостной хроматографии и тандемной масс-спектрометрии ученые решили выяснить, к каким наркотикам и стимуляторам прибегали инки в рамках ритуала капакоча.

Обнаруженные на Ампато останки были мумифицированы. Однако в обе мумии попадали молнии, что привело к частичному обугливанию мягких тканей одного ребенка и скелетированию. Недавние исследования показали, что они принадлежали мальчику и девочке, умершим в возрасте шести—семи лет. Для токсикологического исследования ученые взяли волосы одного ребенка и ногти другого.

Результаты исследования показали, что в образцах обоих детей присутствовали следы кокаина, однако его основной органический метаболит — бензоилэкгонин — ученым найти не удалось. Кроме того, они обнаружили гармин и гармалин — бета-карболиновые алкалоиды, связанные с растением банистериопсис каапи (Banisteriopsis caapi), из которого индейцы изготавливали аяуаску (айаваску). Возможно, она употреблялась в качестве антидепрессанта, чтобы жертвы могли легче принять свою судьбу. Ученые отметили, что дети, похоже, не употребляли алкоголь или делали это только в самом конце ритуала. При этом с мумией одного ребенка археологи нашли два небольших сосуда для возлияний, но, возможно, из них пили не чичу, а какой-либо другой ритуальный напиток.

Ранее на N + 1 рассказывали, что во время раскопок памятника Тамбо-Вьехо археологи обнаружили свидетельства ритуальных пиршеств инков, для которых они приготовили батат и верблюжатину. Кроме того, ученые нашли погребение двух лам, одной из которых инки вырвали сердце.

Люди среднего каменного века Африки съели гунди