Инки вырвали ламе сердце

Археологи обнаружили в Перу погребения двух лам. Исследование показало, что инки принесли их в жертву в конце XV века. Поврежденные кости и остатки куколок насекомых подсказали исследователям, что одной из лам инки вырвали сердце, а после оставили ее на несколько дней истекать кровью. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

Жертвоприношения составляли важную часть в системе верований многих цивилизаций доколумбовой Мезо- и Южной Америки. Ацтеки и майя приносили в жертву как других людей, так и наносили увечья собственному телу. Для инков же жертвоприношения были делом государственным. Так отмечались религиозные праздники или важные события в политической или общественной жизни (подробнее узнать о том, зачем вас могли убить во время ритуала в разных культурах, можно в нашем материале «Вас принесли в жертву»).

Инки приносили в жертву не только людей или животных, но и пищу или драгоценности. Часто перед ритуальными убийствами людей в этой культуре приносили в жертву сначала лам или куй, причем для разных богов или ритуалов выбирались разные жертвы. Так, это могли быть мужчины-воины, пленники или маленькие дети, у которых отсутствовали физические дефекты. Умерщвление также проводилось разными способами вплоть до вырывания сердец. Долгое время знания о жертвоприношениях животных у инков ограничивались в основном письменными источниками колониального периода и лишь небольшим количеством находок, исследованных палеозоологами. Так, в 2020 году ученые сообщили об обнаружении погребенных заживо лам на южном побережье Перу.

Луис Флорес-Бланко (Luis Flores-Blanco) из Калифорнийского университета совместно с учеными из Перу и США исследовал останки двух верблюдовых (Camelidae), захороненных на археологическом памятнике Эль-Пасифико на центральном побережье Перу. Этот памятник расположен в городской черте Лимы на невысоком холме и представляет собой два кургана, относящихся к 1200–800 годам до нашей эры и 1450–1500 годам нашей эры.

Археологи обнаружили останки животных в двух погребениях, размером 110×60×10 и 40×30×10 сантиметров. В первом присутствовал почти весь скелет, уложенный на левом боку, а также остатки кожи, меха и даже содержимого желудка. Во втором же находились лишь около 30 процентов костей, в том числе череп. Кроме того, археологи нашли малахит, три зеленовато-белых кусочка породы и два керамических черепка. По мнению исследователей, стратиграфия указывает на то, что захоронения верблюдовых проводились одновременно.

Радиоуглеродный анализ методом ускорительной масс-спектрометрии показал, что первое животное похоронили между 1445 и 1500 годами, то есть в период позднего горизонта. Примечательно, что подстилка, на которой были уложены останки, была изготовлена заметно раньше — в поздний промежуточный период (около 1300–1395 годов). Два керамических черепка из погребения также, по всей видимости, относились к позднему горизонту. Археологи пришли к выводу, что находки относятся к раннему этапу экспансии инков на центральном побережье, начавшейся в 1470 году.

Ученые считают, что животных принесли в жертву. Анализ стабильных изотопов углерода и азота показал, что они выросли на высокогорных пастбищах. По всей видимости, это были две одомашненные ламы (Lama glama), возраст которых на момент смерти был около 12±2 и 10±2 месяцев.

На останках первой ламы ученые обнаружили ряд предсмертных повреждений, которые указывают на то, что тело животного пытались частично расчленить, чтобы уложить в определенной позе. Повреждения на ребрах же свидетельствуют о технике жертвоприношения, которая заключалась в извлечении внутренних органов. В районе брюшной полости этой ламы находились остатки сотни куколок насекомых, которые в основном относятся к виду падальных мух Cochliomyia macellaria. На останках второй ламы повреждения обнаружены только на первом грудном позвонке.

Ученые заключили, что, судя по характеру повреждений ребер у первой ламы, ей разрезали грудную клетку в области диафрагмы, чтобы засунуть руку внутрь. Расположение куколок насекомых указывает на то, что у животного были открытые раны с обильным кровотечением. По мнению исследователей, инки вырезали ламе сердце, а после оставили убитое животное на несколько дней непогребенным. Большую часть второй ламы, по всей видимости, инки употребили в пищу, на что указывают отсутствующие кости, на которых располагается наибольшее количество мяса.

Ранее на N + 1 рассказывали, что инки часто выбирали для жертвоприношений богам хорошо питавшихся и развивавшихся детей возрастом пяти—семи лет. А подробно прочитать о мумифицированных останках трех детей, погибших на вершине вулкана Льюльяйльяко, можно в нашем материале «Хорошо сохранились».

Восьмилетний мальчик из Бремена нашел в песочнице древнеримский денарий