Симптомы СДВГ связали с более оптимальной добычей пищи

Люди с такими симптомами обошли больше кустов и собрали больше ягод в игре

Исследователи из США выяснили, что люди с симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) используют более оптимальные стратегии для сбора пищи в компьютерной игре. Участники должны были за короткий срок собрать как можно больше ягод с кустов: для этого им нужно было выбирать между сбором ягод с одного куста, где ресурсы постепенно истощались, и поиском новых кустов, который отнимает время. Те, у кого были симптомы СДВГ, раньше бросали старые кусты и отправлялись к новым — и в итоге собирали больше ягод. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of The Royal Society B, ученые предположили, что черты, связанные с СДВГ, могут благоприятствовать исследованию среды и более оптимальной добыче пищи в некоторых условиях, а значит — быть адаптивными.

Одна из теоретических моделей, иллюстрирующих то, как животные добывают ресурсы (например, пищу), предполагает постоянный выбор между использованием известного источника и поиском нового, который может оказаться лучше. В первом случае ресурсы рано или поздно закончатся, а во втором животное рискует потратить много времени и сил на поиск. Теория оптимального кормодобывания предполагает, что животные будут поддерживать баланс между использованием известных возможностей и поиском новых, что позволит им добывать как можно больше ресурсов. К примеру, она предсказывает, что животные должны дольше оставаться на одном месте, если другие источники находятся далеко, и наоборот. Однако в реальности поведение разных животных — в том числе и людей — при поиске пищи различается, и не всегда соответствует теоретическим предсказаниям.

Дэвид Барак (David L. Barack) из Пенсильванского университета и его коллеги из Индии и США предположили, что на стратегию поиска пищи могут повлиять симптомы СДВГ — в частности, отвлекаемость и гиперактивность. Согласно их гипотезе, люди с СДВГ должны легче отказываться от знакомых источников в пользу поиска новых. Чтобы проверить это, ученые предложили людям с симптомами дефицита внимания и без них поиграть в компьютерную игру, где за отведенное время нужно собрать как можно больше ягод с кустов. Участники могли использовать одни и те же кусты, а могли отправлять на поиски новых — но поиск отнимал время. Если игрок собирал ягоды с одного и того же куста, со временем он получал за это все меньше и меньше баллов — ресурсы истощались. А когда игрок решал идти дальше, чтобы добраться до нового источника пищи, ему приходилось подождать одну или пять секунд. Ученые ожидали, что в случаях, когда путешествие будет занимать больше времени, участники будут дольше оставаться на одном месте.

Исследование проводилось онлайн и в нем участвовало 457 человек из США, средний возраст которых составил 45,6 года. Все участники заполнили шкалу для диагностики СДВГ у взрослых (ASRS). Положительный результат получили 206 участников, а отрицательный — 251.

В целом все участники проводили у одних и тех же кустов больше времени, чем предсказывала теоретическая модель, и из-за этого всегда собирали меньше ягод, чем ожидалось. Но, в соответствии с теоретическими предсказаниями, они покидали кусты раньше, если на поиск нового нужно было потратить одну секунду, а не пять. Люди, получившие больше баллов в тесте на симптомы СДВГ, покидали кусты раньше, и в итоге собирали больше ягод, чем те, у кого симптомов не было. Их поведение в этом смысле было более оптимальным, хотя они все еще оставались в одном и том же месте дольше, чем предсказывала модель.

Авторы отметили, что в их исследовании речь шла не о диагностированном синдроме дефицита внимания и гиперактивности, а лишь о его симптомах. Диагноз СДВГ был только у 24 участников. Впрочем, их результаты согласовывались с общими: они бросали кусты раньше и в течение игры собирали больше ягод.

Ученые предположили, что симптомы СДВГ — повышенная импульсивность, склонность к поиску вознаграждения, а также, вероятно, более высокая потребность исследовать, связанная с увеличением норадренергической активности, — могут модулировать поведение, связанное с поиском пищи. Они также вспомнили раннее исследование, которое показало, что длина аллели дофаминового рецептора D4 (фактор риска СДВГ) положительно коррелирует с индексом массы тела в популяции кочевников на севере Кении. Таким образом, по мнению авторов, СДВГ у людей при определенных условиях может быть адаптивным, но это лишь гипотеза, требующая дополнительной проверки.

Ранее исследователи выяснили, что СДВГ у пожилых людей повышает риск попасть в ДТП на 74 процента, а шансы получить штраф за нарушение правил дорожного движения — на 102 процента.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
В средневековых выгребных ямах Гента нашлись кишечные лямблии и дизентерийные амебы

Жители этого города также страдали от власоглавов и аскарид