Анатолийские лани оказались намного успешнее балканских и иранских

Большинство современных ланей происходят от популяции из Малой Азии

Ученые реконструировали эволюционную историю ланей. Оказалось, что европейские лани, которые распространены в Европе и завезены во многих другие регионы мира, происходят от двух популяций, обитавших соответственно на Балканах и в Малой Азии в период максимума последнего оледенения. Люди начали расселять этих копытных по миру уже в неолите и бронзовом веке, что обеспечило им огромный современный ареал. Подавляющее большинство европейских ланей происходят от особей малоазиатского происхождения, а вот балканское наследие сохранили только животные с Родоса, из Португалии, Испании и Италии. При этом второй вид ланей, иранская, не смог добиться успеха и теперь в небольшом количестве сохранился лишь в Иране и Израиле. Результаты исследования опубликованы в двух статьях (1, 2) для журналов Proceedings of the National Academy of Sciences и Scientific Reports.

К роду ланей (Dama) относятся два современных вида. Иранская лань (D. mesopotamica) когда-то населяла весь Ближний Восток, но из-за охоты и разрушения местообитаний стала очень редкой и в наши дни встречается только на территории Ирана и Израиля. Европейская лань (D. dama), напротив, многочисленна и широко распространена в Европе, Малой Азии (Анатолии) и в других регионах. Тем не менее почти все современные популяции этого вида происходят от особей, которых расселили по миру люди в качестве охотничьих и парковых животных, а единственное исконно дикое стадо обитает в национальном парке Гора Гюллюк в Турции. Кроме того, уровень генетического разнообразия европейских ланей очень низок.

Команда биологов под руководством Наоми Сайкс (Naomi Sykes) из Экстереского университета и Руза Хёльцеля (A. R. Hoelzel) из Даремского университета решила больше узнать о том, как взаимоотношения людей и обоих видов ланей развивались на протяжении последних десяти тысяч лет. Для этого исследователи отобрали 635 образцов костей этих животных с различных археологических памятников и реконструировали генетические последовательности для 228 из них.

Сопоставив данные о примерно 180 геномах древних европейских ланей с геномами около 220 их современных сородичей, Сайкс, Хёльцель и их коллеги смогли составить эволюционное древо данного вида. Оказалось, что оно состоит из двух клад. К первой относятся ныне живущие европейские лани из некоторых регионов Южной Европы и их древние сородичи из Западной и Северной Европы и с Британских островов времен Римской империи, а ко второй — древние и современные представители вида из Малой Азии и современные — из Северной Европы. Представители обеих групп с генетической точки зрения заметно отличаются от иранских ланей.

Согласно предположению исследователей, во время максимума последнего оледенения (26,5-19 тысяч лет назад) европейские лани, которые до этого обитали по всей Европе, выжили исключительно в Восточном Средиземноморье. Здесь сохранилось два рефугиума данного вида: один в Малой Азии и другой на юге и в центральной части Балканского полуострова. Впрочем, уже в неолите и бронзовом веке люди начали расселять европейских ланей по другим регионам, например, с Балкан на острова Эгейского моря, в качестве охотничьих, домашних и жертвенных животных. В частности, на Родосе до сих пор существует популяция, которая происходит от особей, завезенных сюда в неолите. Во времена Древнего Рима ареал европейских ланей балканского происхождения дополнительно расширился. Благодаря людям эти животные расселились на Британские острова, в Западную и Северную Европу, на Пиренейский и Апеннинские полуострова и острова Западного Средиземноморья.

После падения Римской империи европейские лани, предками которых были особи с Балкан, постепенно начали вымирать. За исключением некоторых регионов Южной Европы (Родоса и Пиренейского и Апеннинского полуостровов), их почти везде заменили сородичи из Малой Азии. Так, исконно дикая балканская популяция угасла к концу Античности или началу Средних веков. Примерно тогда же прекратили существование завезенные римлянами популяции балканского происхождения в Великобритании, Западной и Северной Европе. Лишь спустя несколько столетий их заменили потомки особей из Малой Азии, которые сначала попали на Британские острова, а отсюда — в континентальную Европу. В целом же за последние тысячелетия ареал вида уверенно рос, в основном благодаря потомкам анатолийской популяции. В XVII-XIX веках за счет британских ланей анатолийского происхождения он и вовсе расширился за пределы Европы и Западной Азии: на острова Карибского моря, в Северную и Южную Америку, Южную Африку, Австралию и Новую Зеландию.

Иранские лани добиться такого успеха не смогли. Хотя люди предпринимали попытки расселять и этот вид, все завезенные популяции в конце концов исчезли. Например, иранские лани, попавшие на Кипр в неолите, вымерли в XV веке. На Майорке, куда эти копытные проникли благодаря римлянам, они продержались до VII века. Более того, в Восточной Турции аборигенную популяцию иранских ланей в Средние века вытеснили расселенные человеком европейские лани анатолийского происхождения. Таким образом, хотя в эпоху последнего ледникового максимума ареал иранской лани были шире, чем у европейской (и шире, чем предполагалось ранее, поскольку некоторые остатки костей иранских ланей археологи ошибочно приписывали европейским), с тех пор он неуклонно сокращался.

Сайкс, Хёльцель и их соавторы отмечают, что большинство популяций европейских ланей не находятся под защитой, поскольку происходят от завезенных человеком животных. Тем не менее по крайней мере некоторые из них заслуживают охраны, например, популяции с Родоса, Пиренейского полуострова и из Италии, которые мало изменились со времен Античности и сохранили наследие вымерших предков с Балкан. Этих животных можно использовать для восстановления балканских популяций ланей, а вот дикое стадо из парка Гора Гюккюль (которое оставалось генетически стабильным с неолита) лучше поддерживать за счет ланей из Северной Европы.

Лани — не единственные олени, которые связаны с людьми тесными взаимоотношениями. Например, в парке японского города Нара уже несколько столетий живет необычная популяция пятнистых оленей (Cervus nippon), которые не боятся людей. Эти животные привыкли получать лакомства от туристов и даже научились кланяться, чтобы получить дополнительную порцию. Правда, во время пандемии ковида, когда туристов в Японии было немного, олени стали кланяться реже.

Ради спасения вымирающих птиц гавайским комарам устроили бактериальный геноцид