В Иране нашли помаду бронзового века

Остатки косметики сохранились внутри небольшого флакона

Группа ученых изучила декорированный флакон, найденный на юго-востоке Ирана. Проанализировав остатки содержимого, исследователи пришли к выводу, что в эпоху бронзы в нем хранили красную краску для губ. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, находка датируется первой половиной II тысячелетия до нашей эры.

Люди с древности изготавливали и пользовались различными типами косметических средств. Но во многих случаях, даже когда в руки ученых попадают артефакты, в которых потенциально могла храниться косметика, сохранность содержимого не позволяет что-либо сказать о составе. В последнее время ситуация изменилась в первую очередь благодаря микроскопическим и химическим анализам. Например, в древнеримском унгвентарии испанские ученые нашли остатки античного парфюма, изготовленного из эфирного масла пачули.

На этот раз исследователей из Ирана и Италии во главе с Массимо Видале (Massimo Vidale) из Падуанского университета заинтересовал артефакт джирофтской культуры, существовавшей в бронзовом веке. Он представляет собой небольшой декорированный флакон, изготовленный из хлорита, который нашли в провинции Керман (юго-восток Ирана), где многие древности джирофтской культуры изъяли у местных жителей, грабивших археологические памятники.

Исследователи предположили, что флакон использовался для хранения косметики. Чтобы это подтвердить или опровергнуть, они провели микроскопический и химический анализы остатков содержимого, сохранившихся внутри этой емкости. Благодаря проделанной работе ученые выяснили, что внутри артефакта находилась темно-красная краска, изготовленная из гематита, мангалита, браунита и некоторых других измельченных минералов, а также растительных восков и, возможно, прочих органических веществ. Кроме того, исследователи заметили вкрапления растительных волокон, которые потенциально могут быть остатками ароматических компонентов, однако подтверждающие это факты отсутствуют. Радиоуглеродный анализ показал, что находка датируется 1936–1687 годами до нашей эры.

По мнению ученых, содержимое флакона представляло собой остатки краски для губ. Размер и форма артефакта позволили предположить, что его могли держать в одной руке вместе с медным или бронзовым зеркалом, в то время как второй рукой можно было наносить краску с помощью кисточки или аппликатора. Похожий сюжет изображен на известном Туринском эротическом папирусе XII века до нашей эры.

Недавно об остатках древней косметики сообщили китайские ученые. Они обнаружили два косметических средства, возраст которых около двух тысяч лет, когда исследовали могилу простолюдинки. Одно из них представляло собой пасту телесного цвета, а другое — свинцовые белила.

Табличка с клинописью поведала о бедственном положении четырех хеттских городов