До этого механизм передачи инфекции оставался неизвестным
Австралийские ученые провели обширный анализ распространенности возбудителя язвы Бурули Mycobacterium ulcerans на юго-востоке страны и выяснили, что комары-кусаки Aedes notoscriptus переносят микобактерию и заражают ей людей. Как сообщается в журнале Nature Microbiology, анализ показал совпадение между кластерами распространения M. ulcerans, Ae. notoscriptus, поссумов — резервуаров инфекции — и случаев язвы Бурули. До этого механизм и путь передачи заболевания оставались неизвестными.
Под язвой Берули понимают некротизирующую инфекцию кожи и подкожно-жировой клетчатки, которая вызывается Mycobacterium ulcerans. Заболевание редко приводит к летальному исходу, но может закончиться серьезным разрушением тканей. Болезнь встречается в более чем 32 странах, наибольшее бремя от нее терпит Западная и Центральная Африка. Однако язва Бурули неожиданно распространилась в юго-восточной части Австралии с умеренным климатом и вторгается в крупные столичные центры — Мельбурн и Джелонг.
При этом точно неизвестно, как люди заражаются язвой Бурули, что препятствует разработке эффективных методов профилактики. Это же делает невозможным эпидемиологические прогнозы: средний инкубационный период составляет 4-5 месяцев, вспышки возникают в определенных географических районах, а затем болезнь исчезает на несколько лет. Также очень сложно выделить микобактерию в чистой культуре из окружающей среды из-за ее очень медленного роста. Эти факторы в совокупности на протяжении 80 лет делали невероятно сложной задачу установить, каким образом M. ulcerans распространяется среди людей. Впрочем, уже сейчас известно, что резервуаром инфекции можно считать поссумов, и главенствующая гипотеза о передачи возбудителя человеку говорит об основополагающей вине комаров.
Питер Ми (Peter Mee) с коллегами из научного проекта AgriBio исследовали распространенность M. ulcerans среди комаров, людей и поссумов в районе полуострова Морнингтон на юго-востоке Австралии с помощью секвенирования генома, метабаркодинга комаров и анализа пространственной кластеризации. Всего для этого собрали 73580 комаров (72263 самки и 1317 самцов). Большинство этих насекомых было собрано в ходе масштабного обследования 2019-2020 годов. Больше всего комаров относилось к виду Culex molestus (42 процента), за ним следуют комары-кусаки Aedes notoscriptus (35 процентов) и Culex australicus (8 процентов); всего в наборе были представители 26 видов комаров.
Количественный ПЦР-анализ показал, что только у одного вида комаров наблюдалась статистически значимая положительная связь с M. ulcerans — Aedes notoscriptus (р < 0,0001). Дополнительные генетические исследования подтвердили эту связь. Затем геномные эпидемиологические исследования показали наличие характерных сигнатур однонуклеотидных полиморфизмов как у исследуемых комаров, так и в клинических изолятах M. ulcerans из конкретных эндемичных районов юго-восточной Австралии. Дальнейший филогенетический анализ показал, что генотипы M. ulcerans из выделений поссума и комаров совместно сгруппированы друг с другом и с изолятами M. ulcerans человека с полуострова Морнингтон. Эта закономерность согласовывалась с общим циклом передачи микобактерии между поссумами, комарами и людьми.
При этом ученые не нашли связи между M. ulcerans и конкретной линией комаров. Дополнительные исследования показали, что в одном эндемичном районе, где часто наблюдались случаи язвы Берули, также наблюдали скопление поссумов (р < 0,05). Статистические методы подтвердили причинно-следственную связь между присутствием M. ulcerans у поссумов и комаров и заражением людей язвой Бурули на полуострове Морнингтон.
Результаты этого исследования впервые объясняют механизм и путь передачи язвы Берули с достаточной доказательной базой. Хотя, возможно, это не единственные механизмы, с помощью которых инфекция распространяется среди людей, эти данные уже сейчас можно использовать для разработки мер профилактики.
О том, почему человечество до сих пор не победило инфекционные болезни, можно прочитать в нашем материале «Ликвидировать нельзя элиминировать».
Но стабильного дозозависимого эффекта терапии обнаружить не удалось
Исследователи из США провели первые клинические испытания сонодинамической терапии глиом на людях. Они показали относительную безопасность метода, но подтверждение эффективности, обнаруженной в моделях на мышах, получить не удалось. Результаты были опубликованы в журнале Science Translational Medicine.