В среднем он повышался в два раза
Анализ данных почти миллиона женщин показал, что женщины с клинически диагностированной перинатальной депрессией имеют больший риск смерти, особенно в течение первого года после постановки диагноза, причем на первом месте среди причин смерти находится суицид. Как сообщается в The BMJ, риск смерти повышался более чем в два раза.
Под перинатальной депрессией понимают депрессивное расстройство, которое возникает во время беременности (предродовая депрессия) или через несколько недель после родов (послеродовая депрессия). Считается, что она встречается у 10-20 процентов женщин, хотя по данным некоторых ученых она может поражать до 25 процентов женщин в развивающихся странах.
При этом известно, что депрессивный синдром у матери вредит как ей, так и ее потомству. Например, перинатальная депрессия связана с повышенным риском самоубийства, на долю которого приходится до 20 процентов случаев материнской смерти в послеродовой период в странах с высоким уровнем дохода. Однако мало что известно об общем росте смертности у женщин с перинатальной депрессией.
Китайские ученые вместе со шведскими коллегами под руководством Цинь Шэня (Qing Shen) из Университета Тунцзи исследовали связь перинатальной депрессии с последующим риском смерти. Для этого они использовали национальный шведский регистр рождений детей за период с 2001 по 2018 год. Всего в выборку вошло 86551 женщин с перинатальной депрессией (у 55 процентов была дородовая и у 45 процентов послеродовая депрессия) и 865510 женщин из контрольной группы.
Средний возраст на момент постановки диагноза составил 31 год, по сравнению с женщинами, у которых не было перинатальной депрессии, женщины из исследуемой группы чаще рожали в скандинавских странах, имели более низкий уровень образования и доход семьи и реже жили с отцом ребенка. При поступлении на дородовой уход они с большей вероятностью были первородящими и имели избыточный вес или ожирение, курили и имели ранее существовавшие психические расстройства. У всех женщин в исследуемой группе была по крайней мере одна родная сестра, которая родила по крайней мере одного ребенка.
За период наблюдения ученые зарегистрировали 522 смерти (показатель смертности 0,82 на 1000 человеко-лет) среди женщин с перинатальной депрессией и 1568 случаев смерти среди здоровых женщин (смертность — 0,26 на 1000 человеко-лет). Первичный анализ показал, что риск смерти у женщин с перинатальной депрессией значительно выше, чем у здоровых женщин (отношение рисков 3,26). После корректировки с ковариатами отношение рисков составило 2,11. Связь оставалась аналогичной при сравнении смертности между родными сестрами.
Совокупный показатель смертности от всех причин со временем увеличивался у женщин с перинатальной депрессией. При этом риск повышался в основном для неестественных причин смерти, среди них лидировало самоубийство, за которым следовал несчастный случай. Частота смертей в результате самоубийств была особенно высока в первые годы после постановки диагноза, в частности при послеродовой депрессии. Среди естественных причин смерти лидером оказались онкологические заболевания.
Эта работа показывает, что даже при учете семейных факторов женщины с клинически диагностированной перинатальной депрессией имели больший статистический риск смерти, особенно в течение первого года после постановки диагноза и из-за самоубийства.
Ранее мы рассказывали, что Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США одобрило использование первого перорального препарата для лечения послеродовой депрессии у взрослых.
Особенно ПТСР
Ученые из Исландии, Китая, США и Швеции под руководством Фан Фан (Fang Fang) из Каролинского института провели популяционное когортное исследование и выяснили, что хирургическое удаление миндалин и аденоидов в детском и подростковом возрасте связано с повышенным риском стресс-опосредованных психических расстройств, особенно посттравматического (ПТСР). В анализ вошли данные из шведских регистров здравоохранения о родившихся с января 1981 по декабрь 2016 года. 83957 человек подверглись подобным операциям, в десять раз большее число соответствующих им по полу, году рождения и дате начала наблюдения были включены в когорту популяционного сравнения (медианный возраст на начало наблюдения 14,4 года; 55,2 процента — женского пола). В дополнительную когорту семейного сравнения вошли 51601 прооперированных (медианный возраст 14,9 года; 55,8 процента — женского пола) и их 75159 не прооперированных родных братьев и сестер (13,3 года и 47,4 процента соответственно). Результаты опубликованы в журнале JAMA Network Open.