Археологи разобрались в производстве костяных пронизок из Денисовой пещеры

Их обнаружили в слоях ранней поры верхнего палеолита

Новосибирские археологи исследовали 28 костяных пронизок, обнаруженных в 1984-2019 годах в центральном зале Денисовой пещеры. Ученые определили, что сырьем для производства большинства предметов выступили птичьи кости, а также установили, какие действия предпринял древний человек, чтобы изготовить эти предметы около 40 тысяч лет назад. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология, этнография и антропология Евразии, вероятно, жители Алтая эпохи верхнего палеолита использовали пронизки в качестве элементов ожерелий, браслетов или украшений одежды.

В Алтайском крае находится Денисова пещера — один из самых известных палеолитических памятников Северной Евразии, систематические исследования которого ведутся с 1980-х годов. В первую очередь пещера знаменита благодаря фрагментарным останкам с древней ДНК архаичных людей, которые посещали ее в каменном веке — исследователи обнаружили здесь кости и зубы неандертальцев, денисовцев и девочки-гибрида, родившейся в результате смешения представителей двух древних популяций людей.

Кроме того, Денисова пещера богата на различные типы артефактов. Помимо огромного количества каменных орудий разных периодов, археологи нашли в ней богатую коллекцию предметов из кости, бивня мамонта, зубов животных и прочих материалов. Например, несколько лет назад в пещере раскопали подвеску из оленьего зуба, изготовленную в эпоху верхнего палеолита, из которой палеогенетикам удалось выделить человеческую ДНК. Подробно об этой работе можно прочитать в материале «Подвеска евразийки», а о некоторых критических замечаниях к ней — в «Прицепились к подвеске».

Среди украшений из Денисовой пещеры заметное место принадлежит костяным пронизкам, исследованию которых посвятили новую работу Михаил Шуньков (Mikhail Shunkov) и его коллеги из Института археологии и этнографии СО РАН. Эти артефакты представляют собой поделки цилиндрической формы, длина которых обычно не превышала четырех сантиметров. В качестве сырья древние люди, как правило, выбирали фрагменты трубчатых костей животных.

Ученые проанализировали 28 костяных пронизок, обнаруженных в центральном зале Денисовой пещеры в 1984–2019 годах во время работ в слоях, которые накопились около 40–38 тысяч лет назад, то есть в раннюю пору верхнего палеолита. Подавляющее большинство предметов (n = 27) представляло собой готовые изделия, 19 из которых древние люди украсили орнаментами в виде насечек. Среди готовых украшений 16 артефактов дошли до наших дней в целом виде, а их длина варьировала от 4,6 до 36,5 миллиметра.

Палеозоологи определили, что большая часть пронизок изготовлена из птичьих костей: тетерева, глухаря, дрозда или галки. Реже в качестве сырья использовались останки млекопитающих: косули, красного волка, сурка или зайца. На украшениях исследователи выявили следы износа. Кроме того, они отметили, что в пещере рядом с этими артефактами они не встречали отходов производства. Это позволило предположить, что, вероятно, древние люди принесли пронизки в Денисову пещеру со стороны в готовом виде, или же их сделали на участках, которые пока еще не раскопаны.

С помощью экспериментально-трасологического метода археологи реконструировали последовательность производства этих украшений. Отобрав сырье, древние люди обстрагивали заготовки, а затем отрезали или отпиливали один или оба костных эпифиза с помощью каменного орудия с прямым лезвием. Следующим шагом они наносили инструментом с тонким V-образным лезвием орнамент в виде насечек, после чего размечали преформы, чтобы разделить их на небольшие цилиндрические украшения. Завершала работу обработка мест, в которых преформа делилась на части.

Характер износа украшений позволил заключить, что они, по всей видимости, терлись о кожу человека или его одежду. Кроме того, внутри пронизок сохранились следы того, что их носили на нитке или тонком ремешке. По мнению ученых, вероятно, артефакты представляют собой фрагменты ожерелий, браслетов или детали украшений одежды. Больше всего эти находки похожи на пронизки, обнаруженные на европейских памятниках ориньякской культуры, которые близки по возрасту к материалам из Денисовой пещеры, но находятся на расстоянии тысяч километров от нее.

В конце прошлого года на N + 1 рассказывали о других украшениях эпохи верхнего палеолита, найденных в Денисовой пещере. Среди находок оказались фрагменты двух диадем, одну из которых древние люди сделали из бивня мамонта, а в качестве сырья для второй выбрали кость крупного млекопитающего.

КТ указала на хорошую сохранность правого глаза и головного мозга Толлундского человека