Верветки из соседних групп оказались неодинаково дружелюбны

А самцы-мигранты адаптировали свой социальный стиль под стиль новой группы

Ученые из Швейцарии обнаружили различия в социальности соседних групп верветок (Chlorocebus pygerythrus): среди трех групп верветок с соседними и перекрывающимися ареалами одна была более социальной и дружелюбной. А самцы, переселившиеся из одной группы в другую, адаптировали свой социальный стиль под стиль нового коллектива, в том числе становились дружелюбнее, если мигрировали в более дружелюбную группу. По мнению ученых, это говорит о наличии социальных традиций в близко живущих группах диких верветок. Исследование опубликовано в iScience.

Традиции, то есть устойчивые поведенческие практики, которые разделяют по крайней мере несколько членов группы и которые зависят от социального обучения, существуют не только в человеческих обществах. Нередко традиции нечеловеческих животных связаны с добыванием и потреблением пищи: шимпанзе из разных мест, например, используют разные инструменты для ловли термитов. Также традиции бывают социальными: к таким можно отнести жестовые диалекты, которые недавно обнаружили у шимпанзе из одного леса, — они по-разному рвали листья. А вокализации некоторых птиц и косаток из разных групп отличаются настолько, что ученые тоже считают это диалектами.

Особенно интересны традиции, возникающие в соседних группах животных одного вида: когда климат и другие внешние условия одинаковые, возникновение различий сложно объяснить разницей во внешней среде.

Елена Кержан (Elena Kerjean) и ее коллеги из Лозанского университета проанализировали девятилетние наблюдения за тремя соседними группами диких верветок, Анхасе (AK), Байе Данки (BD) и Ноха (NH), чтобы сравнить их социальность. Данные собирались в рамках проекта Inkawu Vervet Project. Раннее исследование в рамках этого же проекта показало, что обезьяны в группе AK более толерантны к совместному кормлению. Из-за этого ученые предположили, что верветки из этой группы в целом будут более общительны и дружелюбны, чем из двух других.

Социальность верветок в группе AK была выше, чем в BD, а в BD — выше, чем в NH (p < 0,001). Кроме того, социальность всех групп с течением времени возрастала. Даже когда исследователи смоделировали одинаковое соотношение полов и возрастов в группах, принадлежность к группе сильно определяла социальность. В таких условиях, согласно прогнозам, социальность обезьян из AK была бы на 11 процентов выше, чем социальность обезьян из BD, и на 12 процентов выше социальности обезьян из NH, а вот между группами BD и NH значимой разницы бы не было. Также исследователи обнаружили, что верветки из группы AK чаще других занимались взаимным грумингом. Также груминг был более взаимным в группе NH, чем в BD (хотя группа BD была чуть более социальна).

Когда в группе становилось больше самцов и взрослых особей, ее социальность снижалась (самки и подростки верветок более социальны). Если же во всех группах было больше самок, то различия в социальности между группами увеличивались. Также социальность верветок снижалась по мере повышения иерархического ранга. Пол влиял на социальность примерно в шесть раз сильнее, чем возраст, и в два раза сильнее, чем ранг. Кроме этого ученые заметили, что верветки из группы NH были более склонны к дружелюбному взаимодействию с родственниками по материнской линии, чем верветки из двух других групп.

Одно из важных открытий, сделанных в ходе анализа, заключалось в том, что мигрирующие из одной группы в другую самцы адаптировались к новому коллективу. Они становились менее общительными, когда мигрировали в BD и NH, и более общительными, когда переселялись AK. Один из самцов, переселившийся из BD в AK стал в 1,65 раза более социальным, а вот социальность самца, который мигрировал из NH в BD не изменилась. Это поведение самцов-мигрантов ученые назвали социальным конформизмом — он, вероятно, помогает самцам интегрироваться.

Обнаруженные групповые различия в социальной динамике, как заключили авторы, не зависели от демографических переменных и их нельзя было объяснить только генетическими и экологическими различиями. Таким образом, можно предположить, что эти различия относятся к социальным традициям.

Животные, переселяющиеся из одной социальной группы в другую, могут перенять традиции новой группы или принести в нее свои. Ранее мы рассказывали о том, как орангутаны-мигранты позаимствовали у местных новые пищевые привычки. Они научились собирать и обрабатывать пищу, которую раньше не ели.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Эфиопских шакалов назвали потенциальными опылителями

Они стали самыми крупными хищниками, которых заметили за кормлением нектаром