Приматологи нашли у шимпанзе культурные различия в ловле термитов

Приматологи изучили, как шимпанзе ловят термитов, с точки зрения этнографии, сообщается в Nature Human Behaviour. Оказалось, что представители разных сообществ обезьян предпочитают ловить насекомых палками разной жесткости, и наборы и последовательности действий, которые они при этом совершают, тоже неодинаковы. Различия зависят от того, к какому сообществу принадлежат сравниваемые обезьяны, а не от того, в каких условиях им приходится ловить термитов. По мнению авторов, это свидетельствует о культурном разнообразии сообществ шимпанзе.

Обыкновенные шимпанзе (Pan troglodytes) всеядны, и термиты составляют до четырех процентов их рациона. Обезьяны выуживают насекомых из термитников палочками, которые специально подбирают для этой цели. Это пример использования орудий животными, поэтому его довольно активно исследуют приматологи и специалисты по поведению животных. Хотя явление известно десятки лет, его пока изучали на примере всего двух сообществ шимпанзе. В целом сложные формы поведения исследовали лишь у 15 сообществ этого вида, в то время как этнографы изучили сотни и тысячи человеческих сообществ.

Кристоф Бош (Christophe Boesch) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка вместе с коллегами сравнил действия, которые при ловле термитов совершают представители 10 различных сообществ шимпанзе. Для этого они проанализировали 1463 одноминутных видеозаписи с фотоловушек. Исследователи обрабатывали данные отдельно по гнездам, расположенным под землей и на деревьях, и учитывали различия в условиях обитания разных групп приматов. Все действия обезьян при ловле термитов разделили на те, что могут быть обусловлены экологическими факторами (например, где-то выбирают негнущиеся палки, потому что деревьев с гибкими ветвями в этой местности нет, или потому что термитник плотнее) и те, которые могут быть продиктованы культурными различиями (все, которым не удалось найти объяснения с точки зрения экологии).

В каждом сообществе обезьян обнаружили свои характерные последовательности из 3–7 действий при выуживании термитов (примеры можно посмотреть здесь). Всего насчитали 38 стереотипных движений, из которых 30 не зависят от условий среды: шимпанзе могут совершать их, а могут и не совершать, они необязательны для вскрытия термитника конкретного типа и поимки насекомого определенного вида. Наборы и последовательности действий сильнее отличались у двух произвольно взятых особей из разных сообществ, чем у двух произвольно взятых особей из одного сообщества, и их зависимости от особенностей местообитания сообщества исследователи не нашли.

Авторы статьи считают, что разнообразие действий шимпанзе из разных сообществ при ловле термитов напоминает человеческий этикет за столом: в разных культурах в разное время пользовались своими наборами приборов, и знание о том, какую ложку, вилку или палочку какой рукой брать и как их держать, передавалось и передается из поколения в поколение. Однако, чтобы утверждать о наличии культурных традиций ловли термитов у шимпанзе, нужно исследовать это явление в каждом сообществе не один десяток лет и как минимум смотреть, отличаются ли привычки самых старших членов группы от того, что обычно делают самые молодые. Материал для обсуждаемого исследования собрали за гораздо более короткий срок (1–30 месяцев в зависимости от сообщества). Бесспорный вывод из исследования заключается в том, что методики выуживания термитов из гнезд у шимпанзе гораздо разнообразнее, чем было известно до этого.

Мы уже писали об исследованиях Кристофа Боша. В 2019 году он показал, что поведение шимпанзе в присутствии человека становится менее разнообразным. Бош считает, что это проявление культурных особенностей шимпанзе. Стоит отметить, что термин «культура» в отношении животных готовы использовать далеко не все ученые. Игорь Чечушков, антрополог из Питтсбургского университета и Института истории и археологии УрО РАН, считает, что в 2019 Бош описал не примеры культуры шимпанзе, а ряд явлений, которые можно объяснить другими факторами. Если говорить о ловле термитов, то исследование 1987 года, к примеру, показало, что хотя разные группы шимпанзе предпочитают разные виды термитов, это обусловлено экологией (где-то живут одни насекомые, где-то — другие), а не культурой.

Озон разрушил цветочный шлейф и помешал пчелам найти цветы