Эффект зависел от дозы
Метаанализ проспективных исследований с суммарной выборкой более 4,7 миллиона человек выявил связь между употреблением моркови и снижением риска злокачественных новообразований. Причем величина корреляции зависела от количества съедаемой моркови. Отчет о работе опубликован в журнале Critical Reviews in Food Science and Nutrition.
Морковь служит основным диетическим источником нескольких соединений, включая некоторые полиацетилены и изокумарины, противораковый потенциал которых был показан в исследованиях in vitro и на животных. При этом наиболее изученный биологически активный компонент моркови — бета-каротин (провитамин А) — в контролируемых клинических испытаниях профилактического эффекта при онкозаболеваниях не демонстрировал, и даже был связан с повышенным риском рака легких. Метаанализы, посвященные возможной корреляции употребления моркови и риска развития злокачественных опухолей, выявили низкое качество ретроспективных исследований на эту тему, однако в остальном имели серьезные ограничения: либо концентрировались на каком-либо одном виде рака, либо принимали во внимание потребление каротинов, но не моркови.
Сотрудники нескольких научных центров Великобритании под руководством Кирстен Брандт (Kirsten Brandt) из Ньюкаслского университета выполнили поиск по базам данных PubMed, Cochrane Library, Web of Science, Scopus, EBSCO и JSTOR до июня 2022 года и собрали все исследования, соотносящие риск развития любого онкозаболевания с потреблением людьми моркови. Его оценивали как непосредственно, так и по поступлению в организм альфа-каротина (в отличие от бета-каротина, содержащегося и в других съедобных растениях, люди получают максимальное его количество именно из моркови).
Заголовки и резюме статей проверяли вручную. Анализ гетерогенности работ выявил существенные эффекты дизайна (проспективное против ретроспективного) и типа воздействия (потребление моркови или альфа-каротина против концентрации альфа-каротина в плазме крови), так что последующий анализ соответствующих подгрупп проводили раздельно.
Всего в рассмотрение попали 198 исследований с общим участием более 4,7 миллиона человек и информацией по почти 139 тысячам случаев рака. Данные проспективных и ретроспективных работ значительно различались — в первых суммарный относительный риск между максимальным и минимальным потреблением моркови (RR) составил 0,88; во вторых — 0,67. В дальнейшем авторы метаанализа сосредоточились на проспективных исследованиях как на значительно более качественных и достоверных. В тех из них, где учитывалось потребление моркови или альфа-каротина, эффект оказался умеренным — RR 0,90, но значимым — t(49) = −4,53; p < 0,00004 — и сохранявшимся в разных подгруппах участников. В работах, где измеряли плазменную концентрацию альфа-каротина, связь оказалась более выраженной — RR 0,80; z= −4,03; p < 0,00006 — и тоже четко прослеживалась в разных подгруппах.
Кроме того, авторы провели отдельный анализ работ, содержащих необходимые для этого данные, чтобы количественно оценить зависимость размера профилактического эффекта от количества потребляемой моркови. Показатели из всех этих исследований преобразовали в стандартные 80-граммовые порции овоща, исходя из содержания 5,5 миллиграмма альфа-каротина на 100 грамм продукта.
Работы с учетом потребления моркови или альфа-каротина показали значительную (p < 0,0001) линейную связь эффекта с дозой: снижение риска составило 4 ± 2 процента при употреблении одной порции в неделю и 20 ± 10 процентов при употреблении пяти порций (400 грамм в неделю, примерно 60 грамм в день). Аналогичная связь (p = 0,0058) прослеживалась и при учете плазменной концентрации альфа-каротина: ее увеличение на 50 микрограмм на литр соответствовало снижению риска на 9 ± 7 процентов.
Полученные результаты демонстрируют четкую связь потребления моркови со снижением риска онкозаболеваний и свидетельствуют в поддержку рекомендаций и других воздействий по повышению значимости этого овоща в диете, заключают авторы работы. Также они отмечают целесообразность проведения более прямых исследований, таких как рандомизированные клинические испытания, чтобы лучше оценить потенциал моркови или содержащихся в ней соединений для первичной и вторичной онкопрофилактики.
В 2022 году английские и французские исследователи сообщили о результатах проверки того, реагирует ли плод в матке на пищу, употребленную матерью. Они выяснили, что морковь провоцировала улыбку, а капуста, наоборот, заставляла скривиться.
В ответ на вспышку оспы обезьян
Служба по чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения (GHEC) получила первое задание Всемирной организации здравоохранения и ее партнеров. 56 экспертов службы отправились в восемь африканских стран, затронутых вспышкой оспы обезьян (обоспы, mpox в новой терминологии), чтобы оценить готовность местных структур к распространению инфекции и помочь в организации противодействия. Ранее ВОЗ объявила текущую вспышку оспы обезьян чрезвычайной ситуацией международного значения.