Археологический памятник в Финляндии назвали крупным могильником эпохи мезолита

Он расположен всего в 80 километрах от Северного полярного круга

Финские археологи исследовали памятник Тайниаро, расположенный примерно в 80 километрах к югу от Северного полярного круга. Они определили, что впервые обнаруженный в 1959 году объект представляет собой крупный могильник эпохи мезолита, который первоначально, возможно, насчитывал более 200 могил. При этом ни в одном из раскопанных предполагаемых погребений до наших дней не сохранились человеческие останки. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

Крупные могильники каменного века на севере Европы встречаются крайне редко. На этом фоне выделяются такие объекты, как Звейниеки в Латвии, Скейтхольм в Швеции и Оленеостровский могильник в России. Последний находится на Южном Оленьем острове в северной части Онежского озера, где его обнаружили в ходе разработки известняковых залежей. В общей сложности археологи раскопали в нем 141 могилу, в которой покоились 177 человек, живших около 8200 лет назад — во время самого сурового голоценового похолодания. Первоначально этот погребальный комплекс, по оценкам исследователей, мог включать более 400 захоронений охотников-собирателей-рыболовов.

Еще в 1959 году на севере Финляндии, примерно в 80 километрах к югу от Северного полярного круга, рабочие во время добычи песка обнаружили скопление каменных артефактов. Однако археологические раскопки на этом месте начались лишь в 1985 году, причем их результаты фактически остаются неопубликованными (хотя о самом памятнике упоминается в некоторых работах). Тогда исследователи сделали более 32 тысяч находок, большая часть из которых представляла собой каменные артефакты. Кроме того, археологи выявили несколько десятков объектов, которые потенциально могли бы представлять могилы. Однако они не нашли в них человеческих останков.

Группа финских археологов во главе с Аки Хаконеном (Aki Hakonen) из Оулуского университета проанализировала старую полевую документацию и провела новые раскопки памятника Тайниаро. Изучив археологические отчеты, они обнаружили, что во время прошлых исследований было выявлено как минимум 127 ям различного размера и формы. Чаще всего они представляли собой объекты подпрямоугольной формы длиной 1,5–2,2 метра, шириной 0,5–1 метр и глубиной 0,5–0,8 метра. Во многих объектах присутствовали следы огня, осколки камня, обожженные кости, а иногда и артефакты. Кроме того, в 23 ямах присутствовала красная охра.

С 2018 года ученые провели ограниченные по масштабу раскопки, однако они позволили им заключить, что, по всей видимости, памятник Тайниаро представлял собой очень крупный могильник для своего времени. По оценкам археологов, этот объект может включать более чем 200 погребений, первоначально содержавших останки примерно 300 человек, а отсутствие человеческих костей в этих могилах связано с кислотностью местных почв. Радиоуглеродный анализ 11 находок, сделанных на этом памятнике, показал, что он датируется примерно 5000–4800 годами до нашей эры. Тем самым это крупнейший известный могильник эпохи мезолита, обнаруженный неподалеку от полярного круга.

Ранее на N + 1 рассказывали о том, как финские археологи нашли деревянный посох в виде змеи, изготовленный в эпоху неолита. Радиоуглеродный анализ показал, что артефакт изготовили около 2471–2291 годов до нашей эры.

Примерно две трети детей алтайских андроновцев не дожили до 15 лет