Появление керамики у древних жителей Латвии не сказалось на продолжительности грудного вскармливания

Биоархеологи исследовали зубы людей из могильника Звейниеки, расположенного в Латвии и относящегося к эпохам мезолита и неолита. Оказалось, что появление керамики у местных охотников-собирателей-рыболовов не сказалось на продолжительности грудного вскармливания, как это предполагалось ранее. Кроме того, ученые обнаружили статистически значимые различия в питании людей, которых похоронили с подвесками из зубов животных и без них. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

На севере Латвии, на побережье озера Буртниекс, находится могильник Звейниеки — один из крупнейших погребальных комплексов охотников-собирателей-рыболовов Европы. В общей сложности на этом памятнике археологи обнаружили более 300 погребений (первоначально, видимо, их было более 400), которые охватывают продолжительный период времени — от мезолита до позднего неолита (около 7000–3000 годов до нашей эры). Одно погребение, судя по прямой радиоуглеродной датировке, еще древнее и было совершено около 8310–8170 годов до нашей эры. В этом могильнике похоронены представители сразу нескольких археологических культур: мезолитической кундской культуры, ранненеолитической нарвской культуры, с которой связано начало изготовления керамики. Кроме того, погребения позднего неолита относятся к культуре боевых топоров (шнуровой керамики), представители которой уже занимались производящим хозяйством. Рядом с могильником археологи также обнаружили две стоянки — Звейниеки-I (эпоха неолита) и Звейниеки-II (эпоха мезолита).

Погребения могильника Звейниеки свидетельствуют о том, что в местных традициях были практики вторичного захоронения, то есть перезахоронения костей умерших после того, как сгнили мышечные ткани. Среди распространенных артефактов, которые использовались на этом памятнике в качестве сопроводительного инвентаря, выделяются подвески, изготовленные из зубов животных. Кроме того, в могильных ямах встречались янтарные украшения, охотничье и рыболовное снаряжение, например, гарпуны, копья, наконечники стрел и рыболовные крючки.

Группа ученых из Великобритании и Латвии под руководством Ровены Хендерсон (Rowena Henderson) из Оксфордского университета провела исследование останков людей эпохи мезолита и неолита (начало неолита в этом регионе связано с появлением керамики, а не производящего хозяйства), похороненных в могильнике Звейниеки. С помощью анализа стабильных изотопов углерода и азота биоархеологи решили выяснить, как менялся детский рацион в популяции охотников-собирателей-рыболовов до и после появления керамики. Они отметили, что керамика позволяла готовить более разнообразную пищу, в том числе мягкую, то есть пригодную для маленьких детей. А это в свою очередь могло предположительно повлиять на практику отлучения от грудного вскармливания.

В общей сложности для исследования ученые отобрали 18 первых моляров, чтобы оценить питание людей в первые восемь лет жизни. Однако не все зубы позволили оценить весь этот срок — некоторые из них оказались слишком истертыми, поскольку охотники-собиратели часто употребляют грубую пищу. Биоархеологи выяснили, что в среднем эти люди находились исключительно на грудном вскармливании 0,5±0,3 года: 0,7±0,2 года — в мезолите, 0,5±0,4 года — в раннем/среднем неолите, 0,4±0,3 года — в позднем неолите. Прикорм же в среднем продолжался до 3±1,4 года: 3,1±1,1 года — в мезолите, 3,2±1,6 года — в раннем/среднем неолите, 2,3±1,5 года — в позднем неолите. По мнению археологов, полученные данные свидетельствуют о том, что не было существенных различий в продолжительности грудного вскармливания. Однако из-за небольшой выборки этот вывод стоит считать предварительным.

Ученые обратили внимание на ребенка 7–14 лет, жившего в эпоху раннего/среднего неолита. По их расчетам, его полностью не отлучали от груди до 6,5 года. Кроме того, до 1,3 года он находился исключительно на грудном вскармливании. Меньше всего прикармливали молоком двух людей эпохи позднего неолита — около 1,1 года. Среди других выводов, сделанных биоархеологами, обращают на себя внимание статистически значимые различия в содержании изотопов азота в костном коллагене у людей, похороненных с разного рода подвесками из зубов животных и без них. Рацион последних в детском возрасте во многом базировался на пресноводной рыбе. Возможно, эти люди обладали более низким (или по меньшей мере иным) социальным статусом. Например, их родители для обеспечения своей семьи питанием больше полагались на рыбную ловлю, в то время как родители индивидов с подвесками предпочитали охоту на животных и сбор растений.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях диеты древних людей. Так, биоархеологи разобрались в рационе первых греческих земледельцев, а палеоботаник выяснила, что альпийские кузнецы железного века полакомились плодами орешника и черемухи.