Решаясь на сотрудничество, они стремились снизить затраты и увеличить выгоды
Многолетние наблюдения за гиенами в заповеднике Кении помогли биологам из США обнаружить закономерности, лежащие в основе кооперации в условиях высокого риска. Исследователи фиксировали случаи, когда гиены собирались в группы и нападали на львов, с которыми делили, к примеру, пищу. Анализ показал, что гиены чаще объединялись в тех случаях, когда риск был ниже, а следовательно — ниже были и затраты. При этом потенциальная выгода от объединения была не так важна, хотя тоже играла роль. Результаты опубликованы в Proceedings of the Royal Society B.
Пятнистые гиены (Crocuta crocuta) живут большими кланами до 130 особей. Самцы гиен расселяются по мере взросления, а самки остаются там, где родились. В итоге кланы представляют собой большое сообщество из самок, их потомства и самцов-мигрантов. Все они взаимодействуют друг с другом, вместе выращивают детенышей и защищают территорию, но большую часть времени проводят поодиночке или в небольших группах, связи в которых более крепкие. Нередко гиены одного клана объединяются — например, чтобы конкурировать с другими животными. Основные конкуренты гиен — львы, они же — основная причина их смерти. Стычки с этими хищниками опасны, поэтому в каждой ситуации гиены должны оценивать риски, чтобы решить, стоит ли кооперироваться ли с сородичами в борьбе со львами, например, за еду. С одной стороны, у группы гиен против одного-двух львов шансов больше, а с другой — можно избежать конфликта, но затем все равно получить выгоду в виде добытой сородичами пищи.
Трэйси Монтгомери (Tracy M. Montgomery) из Мичиганского университета и ее коллеги наблюдали за четырьмя кланами диких пятнистых гиен в национальном заповеднике Масаи Мара в Кении с 1988 по 2016 год. Ученые внимательно фиксировали все ситуации, в которых гиены объединялись в группы из двух или более особей и вступали в конфликты со львами. Нападением или атакой авторы называли случаи, когда две или более гиен ощетинивались и приближались хотя бы к одному льву на расстояние хотя бы 10 метров. Исследователи определяли каждую гиену, участвующую в таком взаимодействии, а также тех, кто предпочитал избежать столкновения, по рисунку пятен и другим отличительным признакам. Кроме этого, они учитывали, насколько близки друг другу гиены, участвующие в совместной атаке, и являются ли они родственниками. Также учитывались количество, пол и возраст львов и контекст столкновения.
Исследователи предположили, что гиены с большей вероятностью будут участвовать в конфликтах вместе с сородичами, если возможная выгода будет выше, а затраты — ниже. Тогда гиены должны были чаще сотрудничать в тех случаях, когда львов было меньше или когда среди них было мало самцов; когда в результате столкновения можно было отвоевать тушу животного (чем она больше и свежее — тем лучше); когда их ранг был выше (а значит — больше шансов получить доступ к пище); когда объединяться нужно было с родственниками или другими близкими особями; или когда они были более голодными.
Анализ показал, что гиены сталкивались со львами примерно по четыре раза в месяц, и в 42 процентах таких случаев объединялись в группы и вступали в стычки. Это происходило чаще, когда гиен было больше и когда среди львов не было самцов. Также ученые обнаружили, что приветствия, которыми обменивались гиены до того, как объединиться против львов, способствовали увеличению сотрудничества. В целом гиены вдвое чаще дезертировали в моменты, когда другие собирались в группы, чем присоединялись к сородичам. Чаще кооперировались самки (77 процентов участников коалиций) и взрослые особи (89 процентов). Более крепкая социальная связь и родственные отношения между гиенами, а также более высокий ранг также предсказывали сотрудничество.
Еще одно важное открытие состояло в том, что у гиен, участвовавших в столкновении со львами за тушу животного, было больше шансов поесть, чем у тех, кто был рядом, но не стал включаться в конфликт. Размер и качество туши, которую гиены могли отбить у львов, обычно не играли роли, однако гиены старались не бороться за тушу крупного животного — бегемота или слона. Вероятно, это связано с тем, что такие туши остаются свежими в течение нескольких дней, и в таких случаях выгоднее просто подождать, пока львы уйдут.
Авторы заключили, что в коллективных стычках чаще участвуют те гиены, которые в результате больше получат, чем проиграют. Например, самки, которых в кланах гиен всегда больше, или особи более высокого ранга. При этом потенциальные затраты, судя по всему, важнее, чем потенциальные выгоды: гиены чаще объединялись в условиях низкого риска, независимо от возможного выигрыша. Также роль играли крепкие социальные связи и краткосрочное просоциальное поведение — приветствия, которыми гиены могут обмениваться, прежде чем начнут сотрудничать.
Сотрудничество нередко встречается внутри одной социальной группы. А вот с сородичами из других групп нечеловеческие животные объединяются редко, но недавно исследователи заметили такое поведение у бонобо.
Для саванных слонов падение составило 64-72 процента, а для лесных — 90-96 процентов
Плотность популяций африканских слонов с 1963 по 2016 год сократилась в среднем на 75-80 процентов. К такому выводу пришли зоологи, изучив оценки численности этих травоядных, проведенные на 475 участках в 37 странах. При этом плотность популяций саванных слонов снизилась на 64-72 процента, а лесных — на 90-96 процентов. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, полученные результаты подчеркивают критическое положение обоих видов африканских слонов. Впрочем, исследование также показало, что при должной охране их популяции могут увеличиваться. В первую очередь это касается популяций саванных слонов на юге континента.